Публикации в прессе

В 2009 году практически все производственные компании занимались оптимизацией

12 Марта 2010, 11:04
В 2009 году практически все производственные компании занимались оптимизацией, вызванной уменьшением объемов производства. Но есть и компании, набирающие персонал.

Для одних компаний это было сокращение персонала, для других укороченный график работы, shut-down. Сокращение коснулось как рабочего персонала, так и ряда топ-менеджеров и менеджеров среднего звена. Компании по-разному решали данный вопрос. Некоторые предпочитали расстаться с ‘дорогостоящими’ менеджерами и сохранить состав специалистов, другие - решить вопрос количеством, сокращая отделы, производственный персонал. Еще одна тенденция - поиск новых ресурсов, новых идей, свежих сил. Многие производственные компании рассматривают сложные времена как возможность для того, чтобы привлечь успешных кандидатов на рынке, которые оказались в поиске работы по объективным причинам. Это свойственно компаниям, которые более стабильно себя чувствуют, например, международным табачным предприятиям. В российском бизнесе многие собственники вернулись к оперативному управлению своими компаниями.

Прогнозы Автопром, несмотря на непростые времена, активен для продаж на рынке труда. Например, продолжается строительство автозавода, запуск которого планируется в 2011 году. В настоящий момент активно набирается персонал, включая базовый производственный. Другой автоконцерн открывает вторую смену. Также активно набирает сотрудников. Вслед за автопроизводителями на рынок выходят производители автокомплектующих, расширяют и/или строят свои площадки, набирают персонал. Пресловутый кризис не отменил дефицита ценных специалистов со знанием английского языка на производстве. Например, инженеров-технологов по окраске, штамповке, сварке. Рабочие позиции в данном направлении актуальны для автомобильных компаний. Опытные электромеханики также не останутся без работы.

В фаворе эконом- класс

Сергей Чернышев Генеральный директор российского подразделения компании Ruukki, европейского поставщика комплексных решений из металла для машиностроения и строительства. Спрос о стороны предприятий машиностроения в 2009 г. упал на 40-50%. В этом году спрос может подрасти за счет нефтегазовой и энергетической отраслей, оказавшихся более устойчивыми к влиянию кризиса. В 2009 г. более 70% всех наших заказов реализовано именно в этих направлениях, в то время как в 2008 г. 60% проектов было связано с поставками для строительства зданий производственного и логистического направлений. Что касается будущего этого сегмента строительного рынка, то 2010 г. многие называют временем экономкласса. Строители используют менее капиталоемкие, но более быстровозводимые конструкции. Во второй половине 2010 г. это может увеличить спрос на нашу продукцию на 5-10% по отношению к показателям прошлого года.

Марина Козырева, консультант AVANTA Personnel

Цена vs. льгот

Сергей Спасеннов Руководитель Санкт-Петербургской практики юридической компании ‘Пепеляев Групп’ Если смотреть на наш город как европейский, я считаю, что мы далеко не исчерпали резерв крупных земельных участков в промышленных территориях. Сколько сил и средств хватило за первые 20 лет рыночной экономики, столько и освоили. Но это далеко не предел. Что касается создания специальных индустриальных парков с льготами, считаю, что они не нужны. Большинство крупных компаний не так интересует размер налога, как права на собственность недвижимости, прозрачная инженерная инфраструктура и дорожная сеть.

Борис Мошенский Генеральный директор компанииMaris | Part of the CBRE Affiliate Network:Если говорить об идее торгов, то территория - это не биржевой товар. Это эксклюзив, потому что каждому инвестору необходим совершенно определенный участок, отвечающий его ожиданиям и планам. Редко когда на торгах есть именно то, что нужно. Многие инвесторы убеждены, что на торгах можно легко получить ‘кота в мешке’ и потом разбираться с многочисленными проблемами. А цена бизнес всегда интересует больше, чем преференции. Тезис ‘не мешайте нам делать бизнес, и мы не будем претендовать на льготы’ - обычная позиция.

Управление персоналом в кризис: свои и чужие

Леонид Вайсберг Председатель совета директоров, научный руководитель научно-производственной корпорации ‘Механобр-техника’: У нас основные фонды - не здания, не сооружения, не станки, а мозги наших людей. И потому взаимоотношения с персоналом - один из важных моментов в работе компании. Мы находимся в диалоге с людьми, поддерживаем их и объясняем, что сегодня происходит в экономике, помогаем им преодолеть чувство страха. Объясняем, что ситуация может стать как лучше, так и хуже, но вообще-то мы в одной лодке. Кризис - это время, когда как бы включается свет, ты видишь людей другими глазами и понимаешь, что для бизнеса нужны не все. При этом мы нашли способ деликатно расстаться с этими сотрудниками. С другой стороны, мы загрузили тех, кто не был временно занят, но кому нужно было сформировать работу, потому что они в перспективе для компании очень важны. Допустить недогрузку людей в такой ситуации - трагично. Руководитель в эти моменты должен быть в своей компании одновременно лучшим профсоюзным лидером. Если появился другой лидер - это уже не ваша компания и не ваши люди. К слову, кризис - это еще и время, когда можно, как говорится, подтянуть тылы. Поэтому мы организовали в компании общественные работы: покрасили и помыли цех, и теперь предприятие выглядит лучше.

Сергей Васильев Генеральный директор ОАО ‘Балтийская Металлургическая Компания’ В кризис наша компания, как и многие другие металлотрейдеры, столкнулась с рядом кадровых проблем. В первую очередь были существенно сокращены программы по обучению персонала - до необходимого минимума. Также мы пересмотрели заработные платы сотрудников, снизили расходы на корпоративные мероприятия, сократили объемы социальных пакетов. Все, кого не устроили временные перемены, связанные с кризисом, ушли. Сейчас в компании работают сотрудники, готовые трудиться в существующих суровых реалиях и понимающие, что все эти трудности временные. Среди моментов, влияющих на работу кадровой службы компании, следует отметить то, что сервисы на сайтах по поиску персонала стали платными - это требует дополнительных расходов из бюджета компании. Тем не менее поиск персонала проводится, компания нуждается в специалистах в ожидании сезонного роста продаж металлопроката, который, по мнению аналитиков, ожидается в III-IV кварталах 2010 г.

Надежда Сироткина Директор по персоналу ОАО ‘Пивоваренная компания ‘Балтика’ В связи с новой ситуацией в экономике мы сместили акценты в системе обучения работников с внешних на внутренние. Для оптимизации затрат на обучение в прошлом году в компании была создана Школа внутренних тренеров. Это проект по привлечению и подготовке экспертов из числа ‘балтийцев’, мотивированных на передачу знаний. Ее деятельность направлена на обеспечение регулярного проведения массовых программ обучения, а также на создание дополнительных возможностей для развития сотрудников в рамках компании. Сейчас на ‘Балтике’ более 50 внутренних тренеров и 10 внутренних программ. Замечу, что уже в первый год проект дал экономию на обучение. В дальнейшем, по нашим прогнозам, экономия будет составлять 83% на каждый курс обучения, проведенный внутренними тренерами. К слову, проект ‘Школа внутренних тренеров’ уже оценен профессиональной премией в области корпоративного обучения Trainings INDEX'09 в номинации ‘Эффективное решение в области обучения и развития для поддержки бизнеса’, а также получил признание в конкурсе ‘Лучший кадровый проект’ как антикризисный проект.

Евгений Лаврентьев Президент ЗАО ‘Пауэр Групп’ В кризис мы сформировали для себя два направления в кадровой работе. Во-первых, уделили внимание регулированию профессионального, квалификационного роста кадров, их перераспределению с учетом потребности производства. И во-вторых, пересмотрели систему мотивации. На практике это выглядело следующим образом. Мы возродили в новом качестве и с принципиально новыми задачами систему повышения квалификации основных рабочих профессий и специалистов среднего звена (мастеров, прорабов). Это позволило сохранить кадровый потенциал. Собственными силами разработали учебные программы. Много денег это не потребовало, зато повысили квалификацию более 30 работников. Перешли на сдельно-премиальную систему оплаты труда в бригадах, что позволило увеличить доход каждого рабочего в бригаде в среднем на 10-15%, а также увеличить производительность и дисциплину труда.

Анжелика Тихонова

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.