Публикации в прессе

СИНДРОМ УДАЛЕНКИ. КОМПАНИИ ПЕТЕРБУРГА СОКРАЩАЮТ ОФИСЫ

8 Февраля 2021, 10:52
Многие петербургские компании во время пандемии перевели сотрудников на удаленку и не торопятся возвращать их обратно. Арендаторы бизнес-центров стали оптимизировать офисные площади. Спрос на «рабочие квадраты» падает.
По данным экспертов Knight Frank SPb, за 2020 год общий объем предложения качественных офисных помещений в Петербурге достиг 3,8 млн м2. За год в городе было введено в эксплуатацию 141,3 тыс. м2 офисов, то есть на 11% больше, чем годом ранее. При этом площадь свободных офисных помещений по сравнению с 2019 годом увеличилась на 67%, до 263,5 тыс. м2

За прошлый год сократился и объем сделок в сегменте: он оказался в 2 раза меньше показателя 2019 года и составил лишь 66,9 тыс. м2. «Основными покупателями офисов в Петербурге остаются компании нефтегазового и IT-сектора», — отмечают в Knight Frank SPb.

Тенденцию подтверждают и другие аналитики. «Сокращение офисных площадей стало одним из ключевых и вынужденных трендов прошлого года», — говорит партнер Bright Rich | CORFAC International Виктор Заглумин. Этот тренд, по его словам, связан с необходимостью уменьшения расходов компаний и с бумом удаленной работы. «Среди лидеров дистанционки — компании из IT и финтех-сегментов, а также другие предприятия с развитой CRM-системой и практикой использования облачных хранилищ», — добавляет Виктор Заглумин. 

СОКРАЩАЮТСЯ ТЕ, КТО ЖИЛ «ЖИРНО»

В результате многие арендаторы стали оптимизировать свои офисные активы. По оценке руководителя сети коворкингов GrowUp Алексея Мацкевича, сокращение офисных площадей в ближайшее время может составить от 10–15% для уже оптимизированных компаний до 35–50% для тех компаний, которые до этого жили довольно «жирно». 

«Предприятия трансформируют сокращаемые офисные пространства. Работа организуется так, что часть сотрудников находится на удаленке постоянно, а кто-то работает посменно», — подтверждает руководитель отдела корпоративных услуг и продаж коммерческой недвижимости Maris в ассоциации с CBRE Нелли Алейникова.

По данным заместителя гендиректора Knight Frank SPb Михаила Тюнина, большинство компаний понимают, что удаленка стала частью реальности. «Многие из работодателей планируют оставить в таком формате до 40–60% сотрудников. Однако не факт, что это приведет к пропорциональному сокращению занимаемых компаниями офисных площадей», — добавляет Михаил Тюнин. 

ПЛОЩАДИ МЕНЬШЕ, СТАВКИ БОЛЬШЕ

Эксперты отмечают, что размер запрашиваемых для аренды помещений сократился. «Сейчас много запросов на небольшие офисные блоки площадью от 200 до 500 м2. Намного реже появляются просьбы найти крупные пространства от 5 тыс. м2 и больше», — констатирует руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений компании JLL в Петербурге Регина Волошенко. 

У Knight Frank SPb немного другие данные. По информации Михаил Тюнина, средняя площадь заявок в Петербурге за последний год снизилась с 1,2 тыс. м2 до 700 м2

Компании, которые не смогли выйти из долгосрочного договора аренды, сейчас пытаются сдавать часть занимаемой площади в субаренду. «Это уже очень бросается в глаза в Москве, и мы ожидаем подобных историй в Петербурге», — поясняет Виктор Заглумин. 

Но потенциальные арендаторы, которые ищут офис поменьше, обычно сталкиваются с двумя сложностями. Первая — это дефицит предложения. Вторая — им не снижают арендные ставки, как они рассчитывали, даже наоборот, ставки выросли», — говорит Нелли Алейникова. 

По данным Knight Frank SPb, за прошлый год офисы класса «А» в Петербурге подорожали на 4,4%, а класса «В» — на 1,8%. «Запас прочности и у владельцев бизнес-центров, и у арендаторов за прошлый год снизился. Кроме того, с января повышен налог на кадастровую стоимость, так что со скидками на аренду и арендными каникулами ситуация будет непростой», — поясняет происходящее Михаил Тюнин. 

МОДА НА ГИБКОСТЬ

Покидая классические офисы, многие компании перебираются в коворкинги. По мнению руководителя сети коворкингов GrowUp Алексея Мацкевича, стоит ожидать увеличения арендаторов в гибких пространствах, где всегда можно найти готовое рабочее место и не нужно инвестировать в оборудование.

«Пока в коворкинги и сервисные офисы переезжают преимущественно малые компании, которые занимали в бизнес-центрах офисы до 100 м2», — сообщил он. 

Николай Антонов, партнер, генеральный директор «МТЛ. Управление недвижимостью» (входит в ГК «БестЪ»), тоже говорит о растущем спросе на коворкинги. По его словам, коворкинг BENUA-PAGE был заполнен за 4 месяца и сейчас сдан с овердрафтом — на 130%. А коворкинг AVENUE-PAGE оказался заполнен на 100% меньше чем за год. Среди его арендаторов «Почта России», «Почта банк», небольшие строительные компании и IT-фирмы, кроме того, существует запрос от крупных компаний из финансового, дорожно-строительного, сырьевого сектора. 

Однако эксперты уверены, что рост спроса на гибкие пространства не будет резким. «В 2021 году на петербургском рынке можно ожидать три-четыре крупных сделки от 100 рабочих мест каждая», — заключил Алексей Мацкевич.

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.