Публикации в прессе

Потехе - время

3 Ноября 2015, 16:04
Что бы ни говорили об урезании семейных бюджетов и финансовой скромности россиян в 2015 году, а рынок досуговой индустрии растет как на дрожжах: он необычайно насыщен новыми и весьма востребованными предложениями.

Анекдоты и всплеск народного юмора в нашей стране — верный признак застоя политического режима. Тяга к развлечениям — примета кризиса экономического.

По данным Росстата, петербуржцы в среднем тратят на развлечения 5% ежемесячного дохода.
За последние два года в культурной и развлекательной столице России происходило не только количественное, но и качественное изменение предлагаемых услуг в сфере досуга. Потребители стали более разборчивыми и предпочитают обыденным зрелищам новые форматы развлечений. В этом году в городе запустились новые сети антикафе, разрослись активити-парки и лазертаги, открыли двери интерактивные музеи, театры и даже диковинные контактные зоопарки.

Возможность трогать экспонаты, фотографироваться с ними, принимать участие в спектаклях и представлениях предоставляют такие проекты, как «Иллюзиум», «Гранд Макет Россия», «Петровская акватория», «ЛабиринтУм». Агрессивную экспансию на российский рынок в прошедшем сезоне совершили квесты. Интерактивные игры в замкнутом помещении, подкрепленные интригующими рекламными кампаниями, нашли безусловный отклик в сердцах и кошельках петербуржцев.

Куда ходит детство

Пассивное времяпрепровождение с попкорном в обнимку в одном из 63 городских кинотеатров в 2015 году сменилось ориентацией на активный семейный и детский отдых: увеличился спрос на проекты формата edutainment (education + entertainment), позволяющие обучать детей в игровом процессе («Кидбург», «Умный Петербург»). Родители стремятся экономить на барах и боулингах, но не на социализации и развитии отпрысков.

В 2015 году открылся первый активити-парк в Санкт-Петербурге — Angry Birds в ТРЦ «Европолис». Тематический парк активного отдыха для всей семьи предлагает интерактивные игровые зоны, кафе и магазин фирменных товаров. В конце лета в «Питерлэнде» открылся активити-парк Hlop Top с игровыми и лазерными лабиринтами, спортивными площадками, скалодромом, тарзанками.

Дети проводят время в сказочном средневековом замке с темницами и высокими башнями, откуда можно обстреливать пиратские корабли из воздушных пушек. Наиболее отчаянные могут спрыгнуть с корабля в «воду» — на пневматическую подушку или «поплавать» в поролоновой яме и побывать в «подводном царстве». Здесь же предусмотрены футбольное и баскетбольное поля, где регулярно будут проводиться турниры между семьями, а также фан-зона для болельщиков. В веревочном парке можно посоревноваться с родителями или прокатиться на тарзанке под названием «Мама будет в шоке!».

На волне популярности детских развлекательных центров группа компаний «Рики», входящая в состав медиахолдинга «Смешарики», откроет игровой центр в ДЛТ на площади 2 тыс. кв. м. На юге города в ТРК «Питер Радуга» началось строительство города профессий «Кидбург». Торговые комплексы «Мега» планируют заполнить свободные площади парками развлечений. Планируется ввод образовательно-развлекательного комплекса Kidzania и скалолазного парка «Круча». От киностудии «Ленфильм» ожидается открытие киноцентра, который будет включать выставочное пространство, кафе, кинозал и сувенирный киоск.

Магнитная аномалия

По данным компании Maris, ТРЦ с широким набором развлекательных функций расширяют свое присутствие на рынке. В 2015 году в торговом сегменте Санкт-Петербурга заметно выросло число крупных сделок с участием операторов развлечений. Досуговую составляющую торговые центры усиливают с целью заполнить пустующие площади в условиях растущей вакансии, которая к концу года превысит 12%. Компания Food Retail Group запустила сеть подобных развлекательных объектов под названием Mazapark, один из которых был открыт в ТРК «Континент на Бухарестской» в августе 2013 года, а другой на улице Хошимина в августе 2015 года.

Развлекательные объекты обычно располагаются в составе крупных торгово-развлекательных комплексов, с хорошей транспортной доступностью и наибольшей концентрацией людей. Досуговые центры — это одновременно якоря и магниты ТРК. Занимая большие площади, они выступают якорными, ключевыми арендаторами, а притягивая потоки потребителей — мощными магнитами. Симбиоз необычайно выгоден. Торговые объекты получают новый поток покупателей с возможностью увеличения средней стоимости чека, а развлекательные центры — бонус в виде относительно невысоких арендных ставок, которые варьируются от 4–8 тыс. рублей за квадратный метр в год (без учета операционных расходов и НДС).

Проходу нет

В целях увеличения проходимости торговые центры также усиливают собственную программу развлекательных мероприятий, делая фокус на социально-культурную сферу: в ТРЦ «Галерея» проводятся вечера классической музыки, недавно открывшийся в Большом Гостином дворе шоу-рум российских дизайнеров функционирует как образовательная площадка, будки для сбора старой одежды действуют в ТРЦ «Мега», в «Ткачах», в ТЦ «Смайл», в «Галерее» и в «Атлантик Сити». Согласно исследованиям, проведение социально-культурных мероприятий в среднем увеличивает проходимость торговых центров на 15–20% и служит прекрасным подспорьем в кризис.

Территориально наибольшее количество развлекательных объектов сконцентрировано в отдаленных от центра районах города. Так, в Приморском районе находится 18% всех досуговых объектов, в Выборгском районе был зафиксирован их двукратный прирост, а в Невском за последний год введено 13 новых объектов данного сегмента.

Куда расти

В Петербурге по-прежнему существует потенциал для развития новых форматов развлекательных центров. Парков аттракционов подобно всемирно известным Port Aventura или Disneyland на рынке представлено не так много. Единственным объектом, отвечающим европейским стандартам, по мнению экспертов, можно назвать «Диво Остров».

Мал золотник

Впрочем, не зрелищами едиными кормится бизнес в условиях кризиса. Специалисты ГК «Экоофис» провели анализ стрит-ритейла и пришли к выводу, что легче всего переносят тяжелую экономическую обстановку в стране небольшие производства, дилеры косметики и лекарств, а также предприятия службы быта. Именно они поддерживают и рынок коммерческой недвижимости, обеспечивая спрос на аренду торговых, офисных и производственно-складских площадей.

Дабы покрыть спрос, в Красногвардейском районе планируется строительство парка развлечений Dreamworks площадью 69 тыс. кв. м. Более 40 аттракционов позволят погрузиться в мир самых известных мультфильмов киностудии — «Шрек», «Мадагаскар», «Как приручить дракона», «Кунг-фу Панда» и других. Кроме того, комплекс будет включать мультиплекс, аутлет-центр площадью 17 тыс. кв. м, трехзвездочную гостиницу на 400 номеров, а также парковку на 6 тыс. мест.

Топ-5 актуальных и жизнеспособных идей для малого бизнеса

1. Производственные компании

Безусловно, развитию этой отрасли в последнее время благоприятствует курс на импортозамещение, а также снижение курса рубля. Резко выросшая цена на многие импортные товары предоставила отечественным производителям тот самый шанс, которым многие представители малого бизнеса не преминули воспользоваться.

«Основной спрос со стороны «производственных» арендаторов сосредоточен в технопарках и бизнес-парках, — комментирует ситуацию Андрей Ковалев, собственник ГК «Экоофис». — Данный формат позволяет размещать в пределах одного объекта и само производство, и склады готовый продукции, и офис. Причем все это — в непосредственном месте сбыта. Что, в свою очередь, дает возможность экономить на транспортных расходах. И если до кризиса многие производства не могли пробиться на столичный рынок, то сейчас перспективы очевидны».

2. Служба быта

В кризис становятся очень популярны небольшие ателье по ремонту одежды, обувные мастерские, металлоремонты и другие предприятия, оказывающие услуги по «продлению жизни» предметам домашнего обихода. Необходимость экономить заставляет людей более бережно относиться к уже купленным вещам. Если в период активного роста доходов человек предпочитает купить, например, новый чайник взамен сломавшегося, даже относительно нового, то сейчас подобные приобретения становятся проблематичными.

Поэтому всякого рода ремонт — начиная от обуви и заканчивая бытовой техникой — становится крайне востребованным. Таким компаниям не требуются большие площади, поэтому арендная плата оказывается очень невысокой. Кроме того, часто они объединяются в один «дом быта», экономя и на стоимости аренды, и на оплате труда приемщиков.

3. Косметика

Несмотря на то, что косметику на хлеб не намажешь, эта отрасль в кризисных условиях не испытывает значительных проблем. Более того, достаточно активно развивается.

«Для прекрасной половины человечества косметика все же является предметом первой необходимости. Думаю, не найдется ни одной женщины, которая бы перестала пользоваться помадой или покупать духи. Да, многие переориентируются на более дешевые бренды. И этот факт дает дополнительные возможности для расширения косметических компаний, — говорит Андрей Ковалев. — Больше того, по свидетельству наших арендаторов, которые занимаются косметикой массового спроса, в ряде случаев продажи увеличиваются и по психологическим причинам: покупка недорогой, но приятной мелочи остается доступным средством от плохого настроения, связанного с кризисом».

4. Лекарства

Здесь все просто: фармацевтические препараты жизненно необходимы, поэтому аптеки и компании, занимающиеся продажей фармацевтических средств, не испытывают существенных проблем.

5. Пищевой бизнес

Кризис затронул разве что премиальный сегмент. Магазины у дома и гипермаркеты, пекарни, специализированные предприятия по продаже продукции того или иного завода по-прежнему в почете. Ни один из арендаторов данного профиля в ТЦ «Экоофис» не закрылся.


Текст: Екатерина Ольхович

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.