Публикации в прессе

Победа на время

10 Ноября 2010, 11:48
Петербург вошел в пятерку крупнейших европейских туристических центров, а количество туристов, ежегодно посещающих наш город, перевалило за отметку в пять миллио­нов. Однако участники рынка опасаются, что уже в следующем году ­многие достижения будут сведены на нет.

В 2005 году в Петербурге была принята программа развития города как туристического центра на 2005–2010 годы, провозгласившая туризм стратегически важным направлением. Основную задачу документа разработчики выразили в лаконичной формуле "5–5–5": в течение пяти лет Петербург должен был стать одним из пяти крупнейших туристических центров Европы с ежегодным потоком в пять миллионов туристов.

В октябре 2010 года чиновники отрапортовали, что цель достигнута: Петербург вошел в пятерку крупнейших европейских туристических центров, а показатели въездного туризма даже превысили запланированные и по итогам 2010 года должны составить 5,2 миллиона человек. В ближайшее время будет утверждена новая программа развития туризма в Петербурге на следующие пять лет.


Доступнее для туристов­ 

По мнению участников рынка, успешно выполнить программу помогли меры по укреплению инфраструктуры индустрии гостеприимства. В городе появился новый морской пассажирский терминал, начала действовать паромная линия Петербург – Хельсинки. Почти вдвое вырос номерной фонд городских гостиниц. В частности, за последние годы в Петербурге появились такие крупные международные гостиничные операторы, как Kempinski, Corinthia, ACCOR (бренды Novotel и IBIS), Rezidor SAS (бренды Radisson SAS и Park Inn), Sokos Hotel, Marriott (бренд Courtyard by Marriott), Reval Hotelligrupр. "Еще пять лет назад мы были заложниками сезонности, остро не хватало гостиниц, – рассказал вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Корнеев. – В период белых ночей до 40% туристов получали отказы, потому что им просто негде было бы поселиться. И хотя до конца эту проблему мы пока не смогли решить, обеспеченность номерным фондом стала значительно лучше. Причем раньше мы могли принять только две категории гостей – богатых туристов, имеющих возможность оплатить размещение в пятизвездочных отелях, либо туристов совсем непритязательных, готовых поселиться в гостиницах советского качества. Сейчас же к нам поехали и гости среднего класса, поскольку в Петербурге, как и положено европейскому городу, появились предложения для туристов разных слоев".

Действительно, помимо классических гостиниц категории "три-пять звезд", количество которых увеличивается в среднем на 1200 номеров в год, активно развивается и сектор бюджетных средств размещения. Сегодня в городе работают 800 мини-отелей и не менее 70 хостелов, что составляет примерно 30% от общего номерного фонда. Кроме того, в краткосрочную посуточную аренду частные лица сдают до 10 тысяч квартир. "Для увеличения туристического потока наличие достаточного количества малобюджетных средств размещения очень важно, – считает консультант отдела консалтинга и оценки компании Maris | Part of the CBRE Affiliate Network Наталия Киреева. – Особенно если вспомнить, что стоимость проживания в петербургских отелях – одна из самых высоких в Европе".

По словам эксперта, цены на проживание в наших отелях выше среднеевропейских в среднем в 1,5 раза. Так, в зависимости от сезона плата за ­аренду номера в пятизвездочной гостинице колеблется от 13 до 23, 3 тыс. руб. в сутки. В отеле класса "четыре звезды" стоимость проживания составляет от 5,4 до 9,4 тыс. руб. в сутки. Разумеется, на отдых по таким ценам даже не всякий европеец решится, а уж про гостей из российских регионов и говорить не приходится. Поэтому туристы со средними доходами, как правило, выбирают трехзвездочные гостиницы, где стандартное размещение на сутки обходится в 2–3 тыс. руб., или места в мини-отелях и меблированных комнатах, которые предлагаются за 0,8–2 тыс. руб. в сутки. Самые низкие цены – в хостелах (300–1000 руб.), в которых предпочитают останавливаться школьники и студенты.

В значительной мере рост числа туристов, приезжающих в Северную Венецию, обеспечили интернет-продажи. По данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам, Петербург сегодня лидирует в России по количеству отелей, представленных в мировых электронных системах бронирования, и занимает 30% отечественного рынка. Большая часть петербургских отелей, представленных в глобальных системах, принадлежит к категории "три звезды", уверяют эксперты компании "Нота Бене". "По развитию веб-туризма мы даже более продвинуты, чем Москва, – комментирует Сергей Корнеев. – Сейчас в Петербурге сайты имеют уже почти все гостиничные операторы. Причем более 300 отелей предоставляют возможность в моментальном автоматическом режиме сделать запрос, получить ответ, забронировать номер и заплатить за него. Для большинства индивидуальных туристов, доля которых в общем потоке гостей существенно возросла, это очень важно".


Туроператоры бьют тревогу 

Итак, туризм стал системообразующей отраслью городской экономики. Число горожан сегодня почти равно числу туристов, посетивших Петербург. По данному показателю, по словам Сергея Корнеева, мы обошли Венецию и почти сравнялись с Прагой, Веной и Амстердамом, и при этом безопасность туристов в нашем городе сегодня выше, чем в основных туристических центрах мира. Данные опросов свидетельствуют, что туристы уже не ставят проблему безопасности в Петербурге в число наиболее острых, как это было всего три-четыре года назад.

Тем не менее новых проектов на рынке появляется немного. По показателям Maris | Part of the CBRE Affiliate Network, с начала года в Петербурге открылись четыре отеля, увеличивших номерной фонд на 747 единиц, а до конца года планируется ввод двух пятизвездочных гостиниц – Swissotel (Fairmont Raffles Hotels International) на улице Правды и второй очереди "Талион Империал отеля" на Большой Морской улице. "Если темпы ввода новых отелей будут такими же, как и в предыдущие два года, а туристический поток не вырастет как минимум вдвое, то гостиницы будут испытывать существенные проблемы с заполняемостью", – объясняет нежелание девелоперов активно инвестировать в отельную недвижимость Наталия Киреева.

Между тем операторы рынка опасаются, что въездной поток уже к следующему году может пойти на спад. Поводом для таких прогнозов стал наметившийся рост цен от поставщиков услуг. "Тарифы на размещение в 2010 году были лучше предыдущих лет, однако из-за некоторого оживления во въездном туризме гостиницы поспешили резко поднять стоимость услуг на 2011 год, – рассказывает президент туристической компании "Коминтур" Лилия Гарбуз. – При этом совершенно очевидно, что ожидания отелей на 2011 год в ряде случаев явно завышены. Спад в экономиках многих стран, активных поставщиков туристов в Россию, далеко не преодолен". Беспокойство коллеги разделяет и директор компании "СоФинтур" Дмитрий Соловьев: "На 2011 год гостиницы повышают цены на 5–10%. Поскольку они дают цены в рублях, мы выходим из положения, играя курсом. Но если основные валюты уйдут в свободное плавание, то стоимость может измениться существенно, что, разумеется, скажется на туристическом потоке".

В связи с этим Северо-Западное отделение РСТ обратилось с призывом к петербургским отелям не повышать цены. "Приток туристов в следующем году будет зависеть от стоимости услуг, – говорится в обращении. – Чьи цены окажутся более привлекательными, в ту страну и поедут туристы". Однако надежда на то, что держатели отелей прислушаются к увещеваниям РСТ, минимальна, поскольку для них повышение цен на услуги – вынужденная мера. "Гостиницы небезосновательно увеличивают тарифы на проживание, – вступается за отели Наталия Киреева. – Высокая стоимость кредитов, рост коммунальных платежей, инфляция – это основные причины, толкающие отельеров к ежегодному повышению цен".

Эксперты считают, что цены начнут снижаться или хотя бы останутся на прежнем уровне только в одном случае – если отельный бизнес получит преференции со стороны города. Однако в ближайшее время их, похоже, не будет. По крайней мере, комментируя ситуацию со стоимостью проживания в петербургских гостиницах, Валентина Матвиенко даже не намекнула на какие-либо льготы или меры поддержки со стороны городского правительства, а лишь сообщила, что является "противницей командного регулирования цен". "Если мы живем в рыночной экономике, давайте следовать ей", – заявила она. Однако губернатор, по всей видимости, забыла о существовании в турбизнесе такого понятия, как закон спроса: если цена какого-либо туристического продукта поднимается при неизменности других условий туристического рынка, то спрос на этот продукт уменьшается.

Игрокам рынка остается уповать на Федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма" на 2011–2016 годы общим объемом в 332 млрд руб., концепция которой была утверждена в июле 2010 года Правительством России. Пока же доходную часть своего бизнеса туроператорам придется сокращать, а многим туристам, возможно, искать другие места для отдыха. 

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.