Парковки в ассортименте
Продуктовым гипермаркетам с их высоким трафиком, конечно, требуется больше места на стоянке. «Здесь парковочный индекс составляет около семи-восьми машино-мест на 100 м. площади», - добавляет Екатерина Лапина, директор департамента коммерческой недвижимости АРИН. Для торговых зон, нацеленных на обслуживание элитных покупателей, столько места не надо. Хотя клиенты этих магазинов более требовательны к уровню сервиса, здесь бывает достаточно одного-двух машино-мест на 100 м.
Но это нормативные показатели. Далеко не все торговые центры в Петербурге физически могут обеспечить подобное удобство. То густо, то пусто По обеспеченности парковочными местами сегодня нет конкуренции у продуктовых
гипермаркетов («Карусель», «О'Кей») и строительных («Метрика») гипермаркетов, расположенных в спальных районах или за КАД. «Для торговых центров, расположенных за КАД, не редкость 35 машино-мест на 100 м торговой площади. В то же время во многих торговых центрах, расположенных у станций метро, парковка вовсе отсутствует. В Петербурге самая высокая доля пар-ковочных мест по отношению к торговой площади в ТРК «Радуга» и ТРК «Северный Молл», - полагает Роман Евстратов, директор по развитию бизнеса «S. A. Ricci - Санкт-Петербург».
Управляющий партнер NAI Becar Projects Владимир Андреев отмечает любопытную тенденцию - избыток парковочных мест в крупных торговых центрах (примерно на 30%). В качестве примеров эксперт называет магазины «О'Кей» около станции метро «Электросила», ТРК «Радуга».
«Избыток парковочных мест так же плох, как и недостаток: это означает, что ценная земля используется неэффективно», - говорит Владимир Андреев. С точки зрения руководителя отдела аренды «БТК девелопмент» Раисы Ратман, парковку в ТК «Галерея» можно считать образцово-показательной. Подобные удобства для автомобилистов крайне редко встречаются в историческом центре. Другие удачные примеры - ТК «Сенная» и «Стокманн».
Заработать на автомобилисте
На периферии Петербурга владельцы ТЦ, как правило, не собирают плату за въезд на стоянку. Иначе рискуют остаться без покупателей. Иное дело в историческом центре. Однако подход к взиманию оплаты весьма различен. «В ТК, расположенных в центре, стоимость парковки варьируется от 50 до 200 рублей в час, однако зачастую привязана к продолжительности: начиная со 2-го или 3-го часа стоимость парковки дешевле или дороже в зависимости от политики администрации», - говорит Екатерина Лапина, директор департамента коммерческой недвижимости АРИН.
«Тарифы на парковку помогают собственникам извлечь выгоду: например, заплатив 100 рублей за первые 3 часа парковки, посетитель, как правило, стремится пробыть в ТЦ не меньше этих самых 3 часов, во время которых он тратит деньги, тем самым принося собственнику доход. По платности парковки можно судить о посещаемости объекта: если посетителей много, рано или поздно парковка там становится платной», - делится наблюдениями Владимир Андреев.