Невостребованная чистота
Казалось бы, петербургская погода просто обязывает собственников бизнес-центров не скупиться на мытье стекол. Однако экономический кризис и проблемы на офисном рынке делают свое дело - рынок мойки стекол сократился примерно на 20% в 2015 году. И если в 2014-м он оценивался примерно в 2 млрд рублей, то сейчас - в 1,6 млрд рублей.
в 2015 году в Петербурге было введено 188 тыс. м арендо-пригодной офисной площади в 26 бизнесцентрах. Это на 18% меньше, чем в 2014 году, и на 20% меньше, чем планировалось в 2015 году. Аналитики отмечают, что большинство начатых проектов предполагается достроить в 2016 году, но объемы
ввода новых площадей будут сокращаться начиная с 2017 года. Среди офисных площадей, введенных в эксплуатацию в 2015 году, для аренды доступно 66% (125 тыс. м). По предварительным оценкам экспертов, в 2016 году в Петербурге будет построено 240 тыс. м офисных площадей.
Мыть не надо
Игроки рынка уверяют, что ситуация в последнее время значительно ухудшилась. «Количество заказов на мойку окон в БЦ по Петербургу в этом году значительно снизилось. Все сейчас экономят практически на всем, в том числе на услугах клининговых компаний», - говорит генеральный директор компании «Бриллиант-групп»
Эдуард Сакаев. По его словам, цены на все расходные материалы для мытья окон выросли как минимум в 2 раза, а на клининговые услуги, наоборот, приходиться снижать, так как конкуренция сильно выросла.
Руководитель ООО «АРИСТЕЙ» Павел Артемьев отметил, что с кризисом некоторые офисные центры снизили периодичность мойки окон с двух раз, как раньше, до одного - только весной. При этом компании, чтобы сохранить свои позиции, вынуждены предоставлять скидки или предлагать акции. «Мы же предлагаем скидки
или бонусные программы - можем что-то помыть в подарок, например рекламные вывески, остекление входных групп», - пояснил Павел Артемьев.
Держать цены
По словам Павла Артемьева, стоимость услуг по мытью окон растет. Некоторые компании увеличивают цену на 20-30%. Это связано с подорожанием расходных материалов. «Разброс очень велик и зависит от условий работ и состояния объекта. Например, заявленная исполнителями стоимость мойки фасадного остекления начинается от 25 рублей за 1 м и может достигать 60 рублей за 1 м и более. При стоимости 20 рублей за 1 м и ниже есть риск связаться с неудовлетворительным качеством», - считает эксперт.
Хотя ситуация в целом по рынку выглядит довольно удручающей, массового ухода компаний не наблюдается. Поэтому завышать стоимость работ компании опасаются из-за конкуренции. «Цены на мытье остекления не менялись с прошлого года, ввиду огромной конкуренции приходится цены удерживать на уровне, конкурирующем с другим компаниями», - пояснил Эдуард Сакаев.
Постоянными клиентами клининговых компаний являются бизнес-центры классов В+, В и С. БЦ класса А зачастую используют собственные специализированные службы. D-класс чаще пытается максимально сэкономить, а наличие старого остекления, давно требующего замены, только делает его мойку дороже, поскольку более трудоемко.
Новые технологии
Клининговые компании пока не могут похвастаться активным внедрением в свою работу новых технологий.
Зачастую инновации приходят из Европы, но в России они приживаются неохотно Компании более высокого класса используют «штанговый» метод мойки с земли (Water Fed Poles Window Cleaning, WFP-метод), а также механизированную мойку при помощи деионизированной воды.
Автор: Ирина Ананина