Фитнес и продукты могут заменить всех
В период кризиса заметно затормозилось развитие таких "якорей", как кинотеатры и операторы развлечений.
Операторы бытовой и компьютерной техники ведут себя более осторожно, так как спрос на их товары заметно снизился.
Эти компании развивают интернет-магазины, в которых товары можно купить дешевле, чем в обычном магазине, благодаря экономии на аренде помещений и заработной плате большего числа персонала.
Наращивают мышцы
Стратегическим арендатором в ТРК остаются фитнес-центры, получившие благоприятные условия для расширения.
"В начале кризиса они активно развивались. Связано это было прежде всего с тем, что люди стали меньше выезжать в отпуск за границу и стали заменять отдых на занятия спортом, плавание в бассейне, загар в солярии, -- объясняет Екатерина Немирова, руководитель отдела торговых центров компании Praktis CB. -- Ротация происходит крайне редко, так как открытие фитнес-клуба, особенно с бассейном, требует колоссальных денежных вложений от владельца фитнес-центра". Договор аренды с такой компанией подписывается на срок не менее 5-7 лет.
Самые активные
За последний год значительно расширила свое присутствие в городе компания "ФитнесХаус", забирая малопригодные для других арендаторов площади, но удачно подходящие именно для этого сегмента. Другая сеть фитнес-клубов -- OLYMPIC вышла в центр города, на ул. Марата, в "Николаевский пассаж", сеть Fit Fashion заняла часть здания на Казанской ул. вместо галереи Vanity. О своих планах на развитие заявляют и другие операторы на рынке.
Еда вне кризиса
Продовольственные сети также не дремлют, занимая торговые площади своих бывших конкурентов.
"Как мы видим из годовых отчетов крупных продуктовых ретейлеров, многие из них закончили год с существенным ростом прибыли, и в период выхода одного продуктового оператора из ТРЦ он достаточно быстро сменялся другим, не менее известным и удачным арендатором", -- отмечает Татьяна Зайцева Maris | Part of the CBRE Affiliate Network.
Из недавних примеров: "О'Кей" пришел на смену сети "Наш Гипермаркет" в ТРЦ "Гранд Каньон", а "Карусель" арендовала помещения "Мосмарта" в ТРЦ "Июнь".