Публикации в прессе

Здоровый образ жизни

8 Апреля 2010, 11:26
Кризис не сильно коснулся сегмента фитнес-центров в Петербурге. Более того, это чуть ли не единственный сегмент коммерческой недвижимости, продолживший свое развитие и в кризисном году.

Причем собственники фитнес-клубов верят, что лучшее впереди, и продолжают открывать спортивные залы, даже опережая покупательский спрос: потенциал сегмента далеко не исчерпан.

На протяжении последних нескольких лет число фитнес-клубов неуклонно росло. По итогам прошлого года в Петербурге действовало примерно 250 фитнес-центров, но назвать эту цифру точной нельзя. Данные экспертов по подсчету числа спортивных объектов разнятся. Это связано с отсутствием ясного понимания и четкого определения, что нужно причислять к категории «спортивно-оздоровительный комплекс». К примеру, к числу спорткомплексов могут быть причислены не только современные высококлассные спортивные сооружения, но и устаревший клуб, существующий для организации досуга и оздоровительных мероприятий работников завода «N», или небольшой клуб на окраине площадью 200 кв. метров, но гордо именующий себя фитнес-центром.

Именно этот факт не позволяет говорить о количественных показателях этого сегмента. Хотя, к примеру, эксперты компанииMaris | Part of the CBRE Affiliate Networkутверждают, что в общей сложности пространство, занятое крупными клубами, за минувший год увеличилось примерно на 40 тыс. кв. м.

Впрочем, в минувший год развивались не только крупные операторы, но и мелкие. Как рассказала руководитель отдела торговой недвижимости Praktis CB Ирина Трофимова, сегмент фитнес-центров сейчас активно развивается - и не только в крупных комплексах. Под занятие спортом приспосабливают даже встроенные помещения. Подтверждением этих слов может служить решение совладельцев строительного холдинга «Балтийский монолит» открыть сеть фитнес-центров, которая разместится в жилых домах, построенных холдингом. Предполагается, что первый фитнес-клуб компания откроет в элитном жилом комплексе «Новая История» на Васильевском острове.

Кому он нужен

Эксперты говорят, что вместе с увеличением числа клубов возросла и конкуренция. В первую очередь это связано с дисбалансом между предложением и спросом, - второй явно не поспевал за первым.

Если в 2004-2007 гг. был повышенный спрос на услуги фитнес-центров, с осени 2008 года этот показатель начал снижаться. Однако уже во второй половине 2009 года он стабилизировался и показал рост. Согласно исследованию TGI-Russia «Комкон», в 2009 году фитнес-клубы посещало 10,3% петербуржцев, в 2008 г. - только 8,8%. Возросла и частота посещения с 3,35 раза в месяц в 2008 году до 3,61 раза в 2009-м.

Как отмечается в исследовании компанииMaris | Part of the CBRE Affiliate Networkв течение года спрос на фитнес-услуги распределяется неравномерно. Максимального показателя спрос достигает весной и осенью - в октябре. Летом, а также в декабре-январе, как правило, спрос минимален.

Можно попытаться составить некий образ усредненного посетителя фитнес-центра: это люди с доходом выше среднего, и, как правило, женщины (60-70%). Наиболее активная группа клиентов - люди в возрасте от 20 до 30 лет. Наиболее востребованные услуги в фитнес-клубе - силовые занятия, занятия на тренажерах в группах, силовые занятия в сочетании с аэробными, танец живота, шейпинг с элементами бальных танцев.

Конкуренты

Конкурентную борьбу фитнес-клубы ведут по всем фронтам. Однако они отказались от открытого понижения цен, завуалировав их всевозможными скидками и специальными акциями. Хотя и уделяют внимание и повышению качества обслуживания, вкладывают средства в создание дополнительных услуг. Самая затратная из которых - строительство бассейна.

Цены для клиентов за последние годы практически не менялись. Если и был рост, то в пределах инфляции. В период экономического кризиса, происходило даже незначительное снижение цены.

«Фитнес-сети можно разделить на две категории: центры более старого формата и мощные операторы современного формата. Именно мощные сети смогли не только не потерять своих клиентов в условиях кризиса, но и сохранить ценообразование на должном уровне. Более слабые игроки предлагали большие скидки для привлечения клиентов», - замечает директор по консалтингу и оценке NAI Becar Игорь Лучков.

На сегодняшний день можно говорить о трех ценовых категориях. Высокая - цена годовой клубной карты от 30 тыс. руб. Средняя - от 15 до 30 тыс. руб. Низкая - до 15 тыс. руб.

Существенное влияние на ценообразование клубной карты может оказывать месторасположение клуба. К примеру, у «Планеты Фитнес» самыми дорогими и элитными считаются клубы на набережных Петроградской и Робеспьера, а клуб во Фрунзенском районе конкурирует с местными игроками, такими, как, например, сеть SportLife, расположенная в «Южном Полюсе».

С развитием фитнеса к клубам начал вырабатываться набор требований, которым должен удовлетворять современный комплекс. Во-первых, минимальная площадь - 2,5 тыс. кв. м. Это позволяет обеспечивать достаточное пространство для просторных раздевалок, игровой зоны, детской зоны, зоны обслуживания и ресторана. Во-вторых, бассейн. Сегодня это обязательная составляющая инфраструктуры фитнес-клуба «премиум класса» и «средней ценовой категории». Еще одно обязательное требование - парковка. Более двух третей клиентов фитнес-клуба для посещения занятий использует личный автотранспорт. Немаловажную роль играют инженерные системы. От их состояния и мощности напрямую зависит привлекательность клуба. Нужно упомянуть и детский фитнес или программы для детей, которые приобретают все большее значение в экономике фитнес-клуба и в привлечении новых клиентов.

Их имена

В Петербурге представлены как сетевые фитнес-центры, так и единичные. В общей массе «сетевики» едва не дотягивают до того, чтобы занять треть рынка, но продолжают активно развиваться. Сегодня в Петербурге работает 70 клубов, принадлежащих 12 сетевым операторам. Однако большую часть рынка занимают одиночные несетевые клубы - порядка 180. Как правило несетевые фитнес-центры развиваются в форматах до 750 - 1500 кв. м, сетевые - до 3000 кв. м и больше.

Кризис не заставил «сетевиков» сворачивать программы развития. Наоборот, он позволил расшириться многим сетям, арендовавшим хорошие помещения благодаря снижению ставок. В 2009 году открыли новые клубы Fitness House, Alex Fitness, Планета Фитнес, World Class, Sport Life, Olympic, Extra Sport.

Среди «сетевиков» дольше всех на петербургском рынке работает «Планета фитнес». Первый клуб сети был открыт в 1997 году. На сегодня эта сеть самая крупная в городе - 11 фитнес-центров. Однако в скором времени у нее появится весьма серьезный конкурент в лице «Газпрома». Сегодня уже шесть физкультурно-оздоровительных комплексов построены «Газпромом», и ещё для семи выделены участки под строительство. К тому же стоимость годового абонемента в таких комплексах 14,3 тыс. руб., что чуть ниже среднерыночных.

К клиенту

Сегодня большинство современных первоклассных фитнес-центров построены по специальному заказу собственников или же в соответствии с общей спецификацией, легко адаптируемой для нужд оператора. Многие из комплексов возведены на отдельных участках или формируют часть многофункционального комплекса, такого как бизнес-центр, торговый центр или жилой дом, обеспечивающий необходимую массу посетителей.

До сих пор основным направлением развития фитнес-клубов было стремление к центральной части города. Но в последнее время владельцы клубов стараются размещать их в жилых районах, тех, которые характеризуются наиболее высокой покупательной способностью населения. Стремятся быть ближе к клиенту.

Еще одно важное условие для месторасположения фитнес-клубов - близость к основным магистралям. Впрочем, клубы представлены почти во всех районах города, а максимальное их количество в Центральном районе, а также в Приморском, Выборгском, Калининском и Невском районах.

«На сегодняшний день в центральной части Петербурга (Центральный, Адмиралтейский, Петроградский и Василеостровский районы) представлено порядка 24 сетевых фитнес-центров общей площадью более 55 тыс. кв. м. В перспективе планируется открытие еще 7 новых центров. Основные сети - Планета Фитнесс, СпортЛайф, World Class, Fitness House», - рассказала заместитель директора департамента консалтинга Colliers International Евгения Васильева.

Экономика здоровья

По оценкам экспертовMaris | Part of the CBRE Affiliate Networkсредний срок окупаемости фитнес-центра составляет от 3 до 5 лет. В индустрии развлечений - это самый прибыльный сегмент. Доход от спортивно-оздоровительного комплекса включает два основных компонента: доход от продажи членских карт и доход от дополнительных услуг - индивидуальные тренировки, услуги, салоны красоты, бары и рестораны.

По словам аналитика отдела инвестиционного консалтинга ASTERA St.Petersburg Евгения Буторина, создание фитнес-клуба обходится в $1-$1,5 тысячи за кв. м. При 80-процентной загрузке прибыль составляет порядка 15% от оборота (для фитнес-клубов площадью в пределах 1 000 кв. м).

Сегодня все больше владельцев коммерческой недвижимости начинают сдавать свои площади фитнес-центрам. Хотя по сравнению с другими арендаторами, к примеру, торговых комплексов, фитнес-центры платят значительно более низкие арендные ставки, предъявляя большие требования к арендуемому помещению. Это большое энергопотребление, высокие потолки, вентиляция, отдельный вход, а так же повышенная нагрузка на перекрытия. Арендные ставки для фитнес-центров в составе торговых комплексов и бизнес-центров составляют от $200 до $300 за кв. м в год, включая НДС, без включая операционных расходов.

Возможно, владельцев коммерческой недвижимости сдавать свои помещения заставляет дефицит спроса на «традиционную» аренду. Как правило, фитнес-центр занимает в среднем от 0,5 тыс. кв. м (без бассейна) до 8 тыс. кв. м. Однако будучи даже якорным арендатором, не увеличивает посещаемость торгового комплекса, поскольку потоки покупателей и посетителей фитнес-центра разведены и не пересекаются.

Нас мало

Текущий и потенциальный рост в спортивно-оздоровительном секторе, безусловно, привлечет новых участников в этот сегмент рынка и будет стимулировать дальнейшее развитие уже существующих операторов. По оценкам специалистов, рынок фитнес-центров ещё не достиг насыщения и имеет потенциал для развития и увеличения количества клубов в первую очередь за счёт среднего ценового сегмента и за счёт охвата спальных районов. Правда, это обстоятельство с течением времени может отрицательно сказаться на прибыльности: увеличение конкуренции вызовет снижение цены членских карт.

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.