Публикации в прессе

Быть ли Невскому пешеходным

10 Июля 2014, 15:18
Администрация Санкт-Петербурга предложила изучить и обсудить возможность создания пешеходной зоны на Невском проспекте, от набережной Фонтанки до набережной Мойки, летом по выходным дням с сохранением регулярного движения общественного транспорта и организацией выделенных велосипедных дорожек.

Новое пешеходное пространство может начать работу с лета 2015 года по воскресениям с 10:00 до 23:00. При этом ограничения на въезд и движение коснутся частного автотранспорта. Ограничение не касается общественного транспорта, коммерческих автомобилей и транспорта жильцов, чьи дома прилегают к пешеходной зоне. У данной идеи есть большое количество как сторонников, так и противников. Каждая из сторон приводит массу аргументов в пользу своей точки зрения. Особенности и перспективы реализации данной инициативы обсудили наши эксперты.

Как вы оцениваете данную инициативу в целом?

Анна Лапченко, руководитель направления стрит-ритейла компании JLL в Санкт-Петербурге

В целом, идея сохранения и развития исторического центра Петербурга, безусловно, заслуживает только позитивных оценок. Другой вопрос, насколько этим целям будет служить организация пешеходной зоны на главной магистрали города. Если перекрытие движения не будет сопровождаться проведением каких-либо культурных и досуговых мероприятий, то сама по себе эта мера не приведет к заметному росту пешеходного потока. Не менее важно грамотно решить вопрос организации объездных путей для автомобилей, которых даже в выходные дни в центре достаточно много. Если закрытие Невского для автомобилистов приведет к сложной дорожной ситуации на прилегающих магистралях и к забитым автомобилями дворам и улицам центра, то инициатива может иметь обратный эффект.

Валерий Трушин, руководитель отдела консалтинга East Real

В целом, инициативу по организации пешеходной зоны на участке Невского проспекта, я оцениваю положительно. Безусловно, пока не будет активно развиваться дорожно-транспортная ситуация близлежащих локаций, закрытие Невского проспекта полностью просто невозможно. Но организация пешеходной зоны даже на части Невского проспекта является позитивным моментом для посетителей исторического центра и для города в целом.

Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg

Создание привлекательных общественных пространств в центре города будет повышать его комфортабельность и привлекательность для горожан и гостей города. В то же время популярность Невского проспекта в настоящее время и так велика. Это место с наиболее высокой проходимостью и привлекательностью для объектов торговли и сервиса, и, возможно, следовало бы обратить больше внимания на развитие других территорий, в том числе располагающихся близко к Невскому проспекту.

Вероника Лежнева, руководитель отдела исследований Colliers International в Санкт-Петербурге

«На данном этапе инициатива пока выглядит недостаточно проработанной. Невский проспект остается важной транспортной артерией города, соединяющей северные и юго-западные районы, а для Васильевского острова, например, эта магистраль является одной из основных для доступа в город. Отдельные вопросы вызывает идея оставить общественный и транспорт работающими в регулярном режиме. Если мы говорим о том, что автобусы и троллейбусы будут по-прежнему осуществлять движение по Невскому проспекту от Фонтанки до Мойки, то каким образом по трассе Невского проспекта предполагается передвижение пешеходов так, чтобы не создавать опасности наездов и возникновения ДТП?

Кирилл Акиньшин, MRICS, руководитель отдела консалтинга и оценки компании Maris в ассоциации в CBRE

Данная инициатива расчистит Невский проспект на выходные, при этом все ближайшие улицы превратятся в одну большую пробку.

Михаил Рожко, директор департамента брокериджа NAI Becar в Санкт-Петербурге

Обсуждение инициативы сделать часть Невского проспекта пешеходной – это, прежде всего, пример адекватного диалога между городской властью и общественными организациями. Очень радует готовность администрации города встречаться на высоком уровне и обсуждать подобные предложения. Что касается самой идеи – как коренной житель Ленинграда и Петербурга, ежедневно бывающий в центральной части города, считаю эту меру малоэффективной и неоднозначной. Во-первых, это создаст неудобства автомобилистам, Невский проспект – важнейшая транспортная магистраль. Во-вторых, этой, на первой взгляд, благой идеи, вряд ли обрадуются жители соседних улиц, по которым поедет весь поток машин. Плюс проблема парковки - припарковать машину в центральном районе, не нарушив требования знаков и разметки, непросто в любое время суток и в любой день, перекрытие Невского даже в воскресенье, приведет к необходимости ставить машины там, где это сделать нельзя. Соответственно - прибавит работы эвакуаторам и ГИБДД.

Насколько адекватно заявлен режим работы этой зоны и её границы?

Анна Лапченко

С точки зрения режима жизни горожан, мне кажется, более логичным было бы перекрытие движения в субботу, во второй половине дня и до ночи, и в воскресенье в первой половине дня. Все-таки воскресенье, особенно вечер, принято проводить в кругу семьи.

Валерий Трушин

Режим работы пешеходной зоны на Невском проспекте и ее границы выглядят на сегодняшний день оптимальными. Летом в выходные дни транспортный поток на главной магистрали города значительно сокращается, поэтому закрытие движения на одном из участков, в частности, от набережной Фонтанки до набережной Мойки, не должно привести к серьезным проблемам. В определенные часы на прилегающих улицах могут образовываться небольшие пробки, но эта проблема также разрешима путем развития дорожно-транспортной системы.

Игорь Кокорев

Предлагаемый временный режим работы рассматриваемой пешеходной зоны на Невском проспекте позволит сгладить возможные проблемы реализации проекта. Но в любом случае необходима тщательная проработка вопроса движения личного транспорта жителей Невского проспекта и прилегающих улиц, доступа клиентов к гостиницам и предприятиям торговли и услуг, вопросы организации движения на перекрестках, в первую очередь с Садовой улицей.

Вероника Лежнева

Если говорить о временном режиме организации пешеходного движения по Невскому проспекту, то без потери для пешеходов промежуток можно было бы сократить в утренние часы, так как в выходной день жители обычно если и выбираются в центр, то во второй половине дня (в отличие от ситуации, когда они едут в пригороды с утра)».

Кирилл Акиньшин

На мой взгляд, предложение закрыть главную магистраль города, по которой ежедневно проезжают сотни тысяч автомобилей, неадекватно.

Михаил Рожко

Режим работы – летом, по воскресеньям, с 10 до 23, звучит правильно. Но сама идея выглядит малоэффективной и конъюнктурной. В мегаполисах перекрытие транспортных магистралей это всегда пробки, аварии, и неудобства для жителей.

Как вы относитесь к программе расширения пешеходных пространств в городе, насколько грамотно и эффективно она проводится?

Анна Лапченко

Пешеходные улицы, которые появились в городе за последние годы, уже сформировались как полноценные прогулочные зоны, популярные как среди туристов, так и среди местных жителей. Для большинства из них характерна очень высокая интенсивность пешеходных потоков. Например, 6ая и 7ая линии Васильевского острова пользуются очень высоким спросом со стороны арендаторов именно благодаря высокому траффику, который генерирует расположенная здесь станция метро «Василеостровская». Всегда заполнена пешеходами Малая Садовая, которая в летний период заполнилась открытыми террасами кафе и ресторанов. Что касается возможности появления новых пешеходных зон, то напрашивается ограничение автомобильного движения по каналу Грибоедова, на участке от Гороховой улицы и до Спаса-на-Крови. На этой улице пешеходный поток традиционно интенсивнее автомобильного. В качестве альтернативы полному закрытию улицы для автомобилей можно предложить устройство комфортных и широких прогулочных зон вдоль проезжей части. В качестве удачного примера такого решения можно привести аллею вдоль Большой Конюшенной улицы.

Валерий Трушин

Пешеходные зоны, как общественное пространство, несомненно, повышают социальную привлекательность прилегающих районов, оказывают мощное стимулирующее воздействие на локальную культурную и туристическую активность. Среди примеров можно выделить пешеходную зону, которая была создана на 6-7 линии Васильевского острова, пешеходную зону вдоль Малой Конюшенной улицы. Если рассматривать коммерческую привлекательность пешеходных зон, то она не так однозначна. Например, помещения на первых этажах зданий, находящихся в пешеходной зоне, должны быть технически подготовлены для размещения операторов ритейла. К тому же для большинства ритейлеров отсутствие автомобильного проезда, скорее, является недостатком. В этом отношении для торговой функции больше подходят бульвары, на которых есть как пешеходная зона, так и проезд для автомобилей. Негативное влияние создание пешеходной зоны может оказать и на стоимость жилья в прилегающих домах, поскольку жителям в этом случае приходится мириться с пешеходным потоком и прочими связанными с этим неудобствами.

Игорь Кокорев

Затрудняюсь ответить.

Вероника Лежнева

Затрудняюсь ответить.

Кирилл Акиньшин

Отношусь положительно, но склонен полагать, что решения нужно несколько раз взвешивать и обсуждать с горожанами.

Михаил Рожко

Увеличение пешеходных пространств это нужная программа, которая работает при комплексном решении, учитывающем интересы и пешеходов и автомобилистов. Во время подготовки и проведения Олимпийских Игры в Сочи, я находился там и видел, как реализуют похожую программу. Параллельно каждой пешеходной зоне идут полосы с односторонним автомобильным движением – одна полоса в одну сторону, другая – в противоположную. Это позволяет избежать заторов и проблем с парковкой. Если коснутся коммерческой стороны вопроса, то самые высокие арендные ставки для торговых помещений, как правило, находятся именно на пешеходных зонах.

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.