Публикации в прессе

Верховный суд в споре за особняк Слепцова встал на сторону покупателя

26 Января 2017, 15:15
Верховный суд РФ удовлетворил жалобу петербургского предпринимателя Марка Эйдлена на решение об изъятии у него здания на Большой Конюшенной улице. Бизнесмен купил его в 2011 году за 319 млн рублей, но прежние владельцы оспорили сделку.

Во вторник 24 января Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ удовлетворила жалобу петербургского ИП Марка Эйдлена на решение Дзержинского районного суда Петербурга по иску ООО "Транспортные системы" об изъятии из незаконного владения ИП здания на Большой Конюшенной, 9. Решение районного суда и апелляционное постановление городского суда Петербурга, которыми здание было изъято и передано "Транспортным системам", отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в городской суд.

Пекаревский подал иск о банкротстве владельца особняка Слепцова Марка Эйдлена

Скоропалительная сделка

Дом на Большой Конюшенной улице, 9, площадью 2,588 тыс. м2 (особняк гвардейского офицера В.А. Слепцова, первая треть XIX века) Maris  в ассоциации с CBRE оценивает в 750 млн - 1 млрд рублей. Knight Frank более сдержан в оценках: 250-300 млн рублей. Марк Эйдлен купил его в 2011 году за 319,1 млн рублей у бизнесмена Алексея Смирнова, который в свою очередь пробрел обьект за 60,9 млн евро у компании "Транспортные системы", владевшей зданием с середины 1990-х годов. На момент первой сделки, по данным СПАРК, собственником "Транспортных систем" был Игорь Евгеньевич Сечин (никак не связан с тезкой из "Роснефти" - ред.). Смирнов быстро перепродал объект Марку Эйдлену. Новый собственник в 2013 году истребовал здание у "Транспортных систем" по суду, а затем, по его собственным словам, вложил в здание около 20 млн рублей и сдавал его под арт-пространство.

Но уже год спустя компанию "Транспортные системы" приобрели Владимир Иванов и Вячеслав Клевцов (при этом Клевцов уверяет, что он изначально был конечным бенефициаром компании, но до поры держал доли на доверенных лицах), после чего компания оспорила договор купли-продажи. Клевцов, по данным СПАРК, является также владельцем ООО "Итнок", прежними владельцами которой были Валерий Королев и Денис Куров, ныне топ-менеджеры холдинга "Петро Мир" Михаила Мирилашвили .

В 2012 году "Транспортные системы" подали иск к Смирнову и Эйдлену о признании договора, заключенного между ними, ничтожным: они утверждали, что Смирнов так и не расплатился по первой сделке. "На самом деле обе сделки были безденежными, - утверждает Вячеслав Клевцов. Но тогда суд отказал "Транспортным системам".

Параллельно Игорь Сечин инициировал возбуждение уголовного дела о мошенничестве, в рамках которого здание было арестовано. Но адвокат Марка Эйдлена обратился в Конституционный суд и осенью 2014 года добился снятия ареста: мол, нельзя по уголовному делу арестовывать имущество лиц, не являющихся ни обвиняемыми, ни даже подозреваемыми. Дело, по словам Клевцова, еще расследуется.

Тогда компания подала на банкротство, в январе 2014 года в ней было введено конкурсное производство. Конкурсным управляющим назначена Анна Рулева, председателем комитета кредиторов - все тот же Игорь Сечин. После чего конкурсный управляющий компании Анна Рулева оспорила сделку продажи здания как подозрительную. И Арбитражный суд СПб и ЛО удовлетворил это заявление. Марк Эйдлен в апреле 2015 года попытался продать здание через Российский аукционный дом, выставив его за 850 млн рублей, но покупателей не нашел.

После этого "Транспортные системы" обратились в Дзержинский районный суд с иском к Марку Эйдлену об изъятии объекта из чужого незаконного владения: мол, Смирнов не имел права продавать здание, так как приобрел объект по недействительной сделке. Адвокат Марка Эйдлена Николай Емельянов заявил о пропуске срока исковой давности: с 2011 года прошло уже 4 года. Но Дзержинский суд в декабре 2015 года иск удовлетворил, посчитав срок со дня, когда о сделке узнала конкурсный управляющий Анна Рулева. В марте Городской суд Петербурга отказал Марку Эйдлену в апелляционной жалобе, после чего предприниматель обратился в Верховный суд РФ.

Точка отсчета

Именно дата отсчета срока исковой давности стала основой жалобы, и она заинтересовала Верховный суд. Дело в том, что по общепринятой практике, она считается с момента, когда заинтересованное лицо должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. И уж точно не позднее 2012 года, когда "Транспортные системы" впервые - но неудачно - попытались оспорить сделку. Дело возвращено на новое рассмотрение в городской суд Петербурга, которому предстоит еще раз подумать над сроками исковой давности.

Вячеслав Клевцов уверен, что определение Верховного суда его оппоненту не поможет, и городской суд снова вынесет решение в пользу прежних владельцев. "В крайнем случае здание будет мне возвращено по итогам расследования уголовного дела и обвинительного приговора суда", - говорит он. Однако Марк Эйдлен так не считает. "Я уже вчера ходил в здание и предупредил там охрану, чтобы она готовилась освобождать помещения, когда я восстановлю свои права", - прокомментировал постановление Верховного суда Марк Эйдлен. Конкурсный управляющий "Транспортных систем" Анна Рулева отказалась от комментариев.

Между тем, в Арбитражном суде СПб и Ленобласти развивается дело о банкротстве самого Марка Эйдлена за долги перед владельцем страховой компании "Капитал полис", основателем SELA Аркадием Пекаревским. Эйдлен в 2011 году занял у него $2,3 млн, и теперь этот долг в рублевом эквиваленте является основным долгом банкрота. Суд ввел в отношении Эйдлена процедуру реструктуризации долгов. В случае победы Эйдлена в суде, скорее всего, здание будет продано с торгов в рамках дела о личном банкротстве.

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.