В краю моллов
Здесь посетитель обнаруживает не только многочисленные магазины, но и кинотеатры, катки для фигурного катания и керлинга, бильярдные, боулинги, ночные и фитнес-клубы, детские площадки, семейные развлекательные центры и многое другое Моллы все чаще появляются в спальных районах Петербурга. Объясняют это отсутствием площадей в центре, низкой ставкой аренды и якобы желанием горожан иметь развлечения шаговой или пешеходной доступности. Считается, что оптимальный объем развлекательной зоны должен составлять не менее 10-15% от общей площади комплекса.
Эксперты убеждают: строить моллы выгоднее, чем просто торговые комплексы. По статистике Jones Lang LaSalle, развлекательная составляющая есть в 78% торговых центров Петербурга. Средняя доля развлечений в этих торговых центрах — 15%, максимальная доля достигает 20%. Согласно исследованиям LaSalle, кинотеатры представлены в 53% петербургских комплексов; дорожки для боулинга и бильярдные столы - в 43%.
"Наmallенные" места Как отмечают на портале Моллы.Ru, лидерами по объему торговых площадей, несмотря на открытие большого количества суперрегиональных торговых центров, остаются проекты IKEA, вышедшие на рынок еще в 2006 году. По данным портала Моллы.Ru, на конец третьего квартала 2011 года в портфель холдинга "Адамант", крупнейшего на рынке торгового девелопера, входит 25 действующих торговых центров практически во всех районах города, еще семь объектов находятся на различных стадиях строительства. Площадь функционирующих торговых центров под управлением компании составляет около 900 тыс. кв м.
В числе успешно функционирующих объектов - торговые центры "Сити Молл", "Французский бульвар", "Родео Драйв", "Фиолент", "Феличита". В портфеле компании также находится несколько торговых центров, открытие которых должно состояться в 2013 году. Флагманский проект Fort Group - торгово-развлекательный центр "Кантемировский".
Большая часть торговых комплексов под управлением лидеров петербургского рынка расположилась в формате от 15-20 тыс. до 50 тыс. кв. м, что соответствует районному или окружному форматам. IKEA пришла со своим привычным форматом. Два мегамолла были открыты в 2006 году на разных концах Петербурга. И несмотря на то, что в следующие пять лет IKEA торговых центров не строила, компания по-прежнему остается одним из главных игроков на рынке. Покупать, развлекаясь Торговые центры с масштабной развлекательной или спортивной составляющей набирают популярность.
Привычный формат крупного торгового центра, состоящего из нескольких десятков или сотен магазинов, разбавленных лишь зоной питания и кинотеатром, постепенно сдает позиции. По мнению аналитиков, будущее — за моллами с масштабной развлекательной составляющей, которая будет включать детские игровые и образовательные зоны, художественные галереи, спортивные площадки, аквапарки. Пока подобных объектов единицы, но рост внимания к ним со стороны покупателей уже очевиден, говорят специалисты.
Эксперты Jones Lang LaSalle оценивают объем качественных торговых площадей в Петербурге на уровне 1,4 млн кв. м, общий объем, по данным Colliers international, составляет 2,7 млн кв. м. Появление новых форматов торговых центров особенно актуально в условиях насыщения рынка, которое произойдет в ближайшие годы, а по оценкам некоторых аналитиков, уже наступило. Уже сейчас наблюдается тенденция, "когда новые качественные центры, например "Галерея", отбирают поток покупателей у других качественных объектов, например "МЕГА", - говорит заместитель директора отдела стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle Андрей Косарев.
Объекты, концепции которых создавались на заре рынка торговой недвижимости в 1998-2003 гг., теряют популярность, так как не удовлетворяют современным требованиям: мелкая нарезка помещений, неудобная внутренняя логистика, недостаточное количество парковочных мест, отсутствие крупных брендовых арендаторов, считает генеральный директор Colliers International Петербург Николай Казанский.
Среди объектов нового поколения эксперты отмечают уже функционирующий "Толстой сквер" с масштабной культурной составляющей и Piterland с серьезной спортивно-развлекательной составляющей. Между тем, по мнению руководителя группы исследования рынка недвижимости Knight Frank St. Petersburg Олега Громкова, совмещение торгового комплекса и крупного социального объекта, будь то учебное заведение, театр или музей, в России нереализуемо, так как в текущих реалиях все должно быть построено за счет средств девелопера и потом передано городу.
Такое вот кино По данным Maris | Part of the CBRE Affiliate Network, в Петербурге большая часть кинозалов располагается в составе ТРК. На середину мая 2011 года на территории города функционировало 45 кинотеатров на 214 залов и 37,5 тыс. посадочных мест.
В 2010 году открылись кинотеатры в ТРК "Галерея" (10 залов) и в ТРК "Атлантик сити" (7 залов). Кинотеатры в отдельно стоящих зданиях - это, как правило, те, что работают в городе с советских времен, пройдя реконструкцию в 1990-х и 2000-х годах. Однако не все из них могут конкурировать с многозальными кинотеатрами в торговых центрах. Так, в 2006 году на 2-м Муринском проспекте из-за низкой посещаемости был закрыт киноцентр "Пилот", а в 2010 году закрыт кинотеатр "Максим". Между тем, в 2011 году планируется открытие мультиплекса сети "Кронверк", который займет 4,7 тыс. кв. м в торговом комплексе "Лето" на Пулковском шоссе. В десяти кинозалах кинокомплекса смогут одновременно разместиться более 2000 человек.
МНЕНИЯ
Александр Доронин, председатель совета НП "Союз малых предприятий Санкт-Петербурга" -?Стоимость земельных участков в наиболее ликвидных местах, особенно в центре города, крайне велика. С целью достижения рентабельности проекта высота комплексов на этих территориях должна составлять не менее 3-4 этажей. При этом редкий покупатель поднимается выше второго. Для успешной сдачи в аренду площадей и привлечения клиентов на последние этажи, там обустраиваются спортивные клубы,кинотеатры или другие предприятия досугово-развлекательного характера, которые могут занимать до 50% всего ТРК.
Для комплексов, расположенных в удаленных зонах, где стоимость аренды позволяет строительство по горизонтали, а не в высоту, развлекательная часть обычно менее развита и направлена на привлечение новых клиентов и дополнительных социальных групп (молодых мам с детьми, подростков и т. д.), при этом большую часть площади все-таки занимает торговля.
Рост моллов в настоящий момент, скорее немного опережает потребительские возможности. Однако, если в ближайшее время уровень кредитования и выдачи потребительских кредитов будет развиваться по американскому сценарию, спрос начнет расти, и количество моллов будет соответствовать потребительским возможностям, а, возможно, даже не удовлетворять их в полной мере. Отдельный вопрос, к чему это может привести российскую экономику.
Роман Евстратов, директор департамента ритейла Colliers International Санкт-Петербург - Требования к локации у кинотеатра такие же, как и у всех развлечений. Он должен располагаться либо в спальных районах, либо в центральных, либо на крупных транспортных магистралях. Как правило, кинотеатр располагают на последнем этаже ТРК, так как он является мощным якорем, и посетители готовы преодолеть пару этажей ради кино. В одноуровневых торговых комплексах мультиплекс располагают в противоположной от других якорей (гипермаркет, DIY) стороне. Правильное расположение торговых галерей и эскалаторов на пути к мультиплексу позволяет завлекать посетителей в магазины одежды, обуви, товаров импульсного спроса, расположенные по дороге. Повышается их посещаемость, а значит, и арендные ставки. Мультиплекс является технически сложным якорем. Возможность и целесообразность его размещения обычно выявляется задолго до того, как объект построен. Поэтому объектов с невостребованными помещениями кинотеатров практически нет.
САМЫЕ КРУПНЫЕ В ПЕТЕРБУРГЕ
Эксперты malls.ru назвали самые крупные торговые центры в Петербурге. ТОП-10 выглядит так (по мере увеличения площади):
10. Стокманн Невский центр Одно из главных открытий 2010 года. Торговая площадь - 44, 7 тыс. кв. м, около 20 тыс. кв. м из которых арендует четырехэтажный универмаг Stockmann.
9. Континент Один из флагманских проектов УК "Адамант" на юго-западе Петербурга на проспекте Стачек. Торговая площадь - 46 тыс. кв.м.
8. Феличита Открытый в две очереди осенью 2006 и летом 2008 года торговый центр компании "Макромир" остается одним из самых успешных в портфеле девелопера. Торговая площадь - 63 тыс. кв. м.
7. Сити Молл Крупнейший в портфеле "Макромира" торговый центр был сдан в 2007-2009 годах под брендом "Феличита-Пионерская", а после был переименован. Торговая площадь — 66,2 тыс. кв. м.
6. Меркурий Самым крупным из действующих торговых комплексов "Адаманта" остается открытый еще в 2003 году ТРЦ "Меркурий" на улице Савушкина. Торговая площадь - 70 тыс. кв. м.
5. Питер Радуга Торговый центр на проспекте Космонавтов до 2010 года оставался крупнейшим в черте города. Сегодня день является одним из лучших по пулу "якорей". Торговая площадь - 71 тыс. кв. м.
4. Лето Один из самых новых торгово-развлекательных центров, располагается на Пулковском шоссе, недалеко от КАД и аэропорта. Торговая площадь - 76 тыс. кв. м.
3. Galeria Торговый центр на пересечении Невского и Лиговского стал крупнейшим в черте города и одним из самых престижных в Петербурге шопинг-моллов. Число арендаторов - более 200, торговая площадь - 96,4 тыс. кв. м.
2. Мега Парнас "Скромная" по меркам Москвы "Мега" на проспекте Энгельса объединяет около 190 арендаторов и на протяжении пяти лет остается одной из крупнейших в Петербурге. Торговая площадь - 102,2 тыс. кв. м.
1. Мега Дыбенко Главный проект IKEA на пересечении Мурманского шоссе и КАД объединяет более 210 арендаторов и превосходит по торговой площади все остальные ТРЦ - 141,4 тыс. кв. м.
Источник: Экономика и время (Санкт-Петербург)
Дата выпуска: 07.11.2011
Номер выпуска: 035-036
Автор: Наталия Кудряшова