Публикации в прессе

Так уж исторически сложилось, что

26 Июня 2014, 11:28
Рынок Петербурга, как правило, довольно оперативно подхватывает и столичные идеи развития ритейла.

Колыбель ритейла

Прежде всего, стоит отметить, что при всех особенностях развития городов-милионников и областных центров в России, которые обладают как своими плюсами, так и минусами в сфере ведения бизнеса - Петербург, как и Москва, стоит от них несколько обособленно. Хорошо это или плохо, на территории государства Москва и Петербург выделяются и воспринимаются отдельно и автономно. Москва - это, прежде всего, исторически административный и государственный центр, в который по этой причине и стекаются все деловые потоки. Петербург же также во многом связан, государственной центральной властью. Однако наиболее явным образом на его развитие в сфере торговли влияет его уникальная близость к границам Старого света.

Отсюда вытекает тот факт, что целый ряд теперь уже общеизвестных в стране ресторанных и торговых сетей начал свой путь именно в пределах границ Петербурга. Ведь за новыми для рынка идеями отсюда - рукой подать. Среди петербургских сетей, вышедших на федеральный уровень, можно отметить холдинг Ginza Project, Global Point ("22.13", "Счастье"), Makers Lab ("Две палочки"), "Теремок". Чаще всего причина начала их бизнеса именно в Петербурге связана с тем, что это родной город собственников этих компаний. Ввиду этого фактора, они, несомненно, хорошо знают местный рынок, понимают потребности потребительской аудитории, к тому же, коммерческие условия здесь лояльнее, чем в Москве - поэтому достаточно выгодно и мене рисково начинать развивать бизнес в Петербурге.

Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg , говорит о том, что наиболее известные сети представлены в продуктовом сегменте: О’Кей, Пятёрочка, Карусель, Лента. "Сеть строительных товаров "Метрика" также имеет петербургские корни. Сеть ресторанов "Евразия", которая сейчас присутствует во многих крупнейших городах центральной России, также начала свой путь с рынка Северной Пальмиры. Как правило, начало деятельности именно в Петербурге связано с тем, что основатели сети проживают здесь и, как следствие, знают местный рынок, законы и имеют больше возможностей для успешного старта", - добавил эксперт.

Также не стоит забывать о таком, казалось бы малом и незначительном формате как Take away - кухни. Ведь свой блицкриг по городам России он начал именно с петербургских сетей. Сейчас же эти магазины за полгода - год без особых вложений в рекламу занимают прочное место в сегменте фудритейла городов, в которые приходят с нуля.

При этом Рынок Петербурга, как правило, довольно оперативно подхватывает и столичные идеи развития ритейла. Популярным становится формат детских образовательно-досуговых центров в рамках торговых комплексов. В качестве примера можно привести детский центр "Кидсбург" в ТРК "Гранд Каньон". Данная сеть, активно строящая планы по развитию в Москве и других крупных городах, к слову тоже имеет Петербургские корни. Подобные проекты позволяют родителям оставить своих детей под присмотром воспитателей и отправиться совершать покупки. Также очень популярны у семейной аудитории зоопарки и дельфинарии. В Петербурге этот формат представлен в ТРК "РИО". В наш город постепенно приходят и другие новые форматы: кафе-кулинарии, продуктовые лавки с экологически чистыми продуктами. Догнать Москву однако пока не получается по программе создания аутлетов. Этот формат уже долгое время не может выйти на рынок города, хотя такие попытки предпринимается с завидной регулярностью.

По словам Людмилы Рева, директор ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, к новым форматам ритейла в Петербурге можно отнести, прежде всего, формат аутлет-центра. "В настоящий момент в городе строятся два подобных объекта: Fashion House Outlet Centre на Таллинском шоссе и Outlet Village Pulkovo на Пулковском шоссе. Их открытие ожидается в 2015 году. Также недавно продуктовый ритейлер "О'Кей" объявил о реконцепции торгового центра "Подсолнух", расположенного на пересечении улицы Савушкина и Приморского шоссе. Его превратят в аутлет-центр под брендом Villa Outlet Center. Открытие запланировано на конец 2014 года", - отметила специалист.

Торговое портфолио

Петербург остается привлекательным для крупных торговых сетей и новых брендов. В 2013 году в город пришло около 30 новых ритейл-брендов международных и федеральных сетей. Это в два раза больше, чем в 2011-2012 гг. И сейчас на рынок продолжают выходить новые зарубежные компании. К примеру, в этом году в Петербурге ожидают южноафриканскую сеть ресторанов Nando’s. В ТРК "Гранд Каньон" готовятся к открытию первого магазина крупнейшей европейской сети детских товаров Prenatal. Если говорить о российских федеральных сетях, то недавно DNS завершила сделку по приобретению петербургской сети магазинов "Компьютерный мир". Пока что компания планирует работать в Петербурге под этим брендом, параллельно повышая узнаваемость собственного. Можно привести еще десятки подобных примеров.

Если говорить о сегменте street retail, то наиболее активными клиентами здесь продолжают оставаться операторы общепита (рестораны, бистро, столовые, в меньшей степени пабы), продуктовые магазины формата "у дома", универсамы и супермаркеты, а также банки формата 80-150 кв. м. В 90% случаев речь идет о расширении сетей, а не о выходе на рынок новых игроков. Вообще если приглядеться к списку дебютирующих в Петербурге сетей, то более половины из них связаны с ресторанным бизнесом. Причины такой пропорции можно объяснить по-разному. Но в целом уже давно считается, что культура времяпрепровождения по поводу и без в кафе и ресторанах в Петербурге развита очень сильно.

Анна Никандрова, региональный директор по торговой недвижимости Colliers International в Санкт-Петербурге, отмечает, Среди Fashion операторов на рынок города недавно вышли такие бренды, (Braccialini, Michael Kors, DKNY, Barker, Marc O’Polo), одежда и обувь среднего ценового сегмента (Takko Fashion, Bizzarro, Deichmann, Fun Day), детская одежда (Reima, Another World). "Также получил активное развитие сегмент общественного питания, где появилось сразу 4 новых имени: Quiznos Sub, Arnolds Bakery & Coffee Shop, Russo Burger, Бургер Лайк. Сегмент интерьерных магазинов пополнился брендами Bellora и Pentik. 10 из 30 новых для рынка брендов вышли впервые не только на рынок Петербурга, но и России. Среди них иностранные имена: Quiznos Sub, Arnolds Bakery & Coffee Shop, Bellora, Pentik, Reima, Another world, а также российские сети: Бургер Лайк, Russo Burger и др.", - заключила Никандрова.

Михаил Рожко, директор департамента брокериджа NAI Becar в Санкт-Петербурге, считает, что активно развивается формат "магазин у дома" специализированных продуктовых сетей, ориентированных на жителей микрорайона. "Было несколько интересных проектов, которые уже показали себя успешными и жизнеспособными. В частности, это молочные продукты "Лосево", поставляющие продукцию в гипермаркеты и самостоятельно открывшие несколько собственных магазинов. Растет и петербургская сеть "Фруктовая лавка", предлагающая свежие фрукты и овощи, а также сопутствующую к ним продукцию. Похожая история и с пивными магазинами малого формата", - отметил Рожко.

Больше и разнообразнее

Если говорить в целом о насыщенности города торговыми площадями, то стоит отметить, что по объему торговых площадей на 1 000 жителей, Санкт-Петербург отстает от большинства европейских городов, хотя и является одним из лидеров на российском рынке. Несмотря на то, что насыщенность торговыми центрами весьма велика на рынке, сохраняется перспектива развития, особенно, с точки зрения качества.

Анастасии Балмочных, руководителя департамента торговых площадей компании JLL в Санкт-Петербурге, качественных объектов, таких, как строящийся ТРК "Охта Молл", городу пока не хватает. Рынок ждет проекты нового поколения и европейских стандартов качества. Происходит усиление конкуренции торговых центров в борьбе за покупателя. По нашим прогнозам, обеспеченность населения Петербурга качественными торговыми площадями достигнет 424 кв. м в 2014 году и 454 кв. м в 2015 году (при условии ввода всех заявленных проектов). В данной ситуации девелоперам торговых центров приходится все большее внимание уделять созданию своей отличительной особенности - уникальной составляющей, способной выделить его среди других торговых центров города", - заявила эксперт.

Касаясь конкретных показателей по форматам, нельзя не упомянуть тот факт, что по количеству торговых объектов формата "Гипермаркет" - Петербург далеко обгоняет все города России. Здесь стоит вновь упомянуть, что такие известные сети как "Лента" и "О’кей" начали свой трудовой путь из Петербурга и Ленинградской области. Помимо этого сейчас бывшие топ-менеджеры "Ленты" строят планы по созданию и развитию ещё одной сети гипермаркетов, претендующей на федеральный статус. В Северной столице правда пока не получил большого развития формат универмага, который представляется весьма перспективным. Из действующих проектов можно привести в пример только "ДЛТ". Однако городу не хватает зарубежных представителей этого формата - Debenhams, Hollister, House of Fraser и др.

Наталии Киреевой, руководителя отдела исследований рынка компании Maris Part of the CBRE Affiliate Network, сегодня Петербургу, прежде всего не хватает современных крупных торговых площадей. "Учитывая высокий уровень насыщения рынка торговой недвижимости Санкт-Петербурга, в дальнейшем сохранится тенденция реконцепции торговых центров и строительства новых проектов в зонах комплексного освоения территорий, рядом с новыми станциями метро и новыми транспортными развязками. Собственники торговых центров заинтересованы в проведении реконцепции своих проектов, целью которой является повышение доходности и инвестиционной привлекательности зданий. На сегодняшний день более 1 000 000 кв.м торговых площадей (2000х и ранее годов постройки) нуждаются в реконцепции и реновации, что составляет 25% от всего рынка", - подчеркнула Киреева.

Через тернии к…

Цифры, касающиеся насыщенности торговыми площадями отдельных частей города показывают, что наибольшее количество торговых комплексов возведено на территории Приморского (643 тыс. кв.м), Московского (424 тыс. кв.м) и Выборгского (357 тыс. кв.м) районов Петербурга. По объему квадратных метров на 1 000 жителей лидируют Московский (1 467 кв.м на 1 000 жителей района), Приморский (1 268 кв.м на 1 000 жителей) и Центральный (1 258 кв.м на 1 000 жителей) районы города. Если говорить о встроенных помещениях, то тут безусловным лидером являются центральные районы Петербурга (Центральный, Петроградский и Василеостровский). Наименьшее количество торговых объектов наблюдается на территориях Пушкинского и Петродворцового районов. Здесь на 1 000 жителей приходится всего 81 и 59 кв.м торговой недвижимости. Наибольшее количество новых площадей до конца 2014 года будет введено в Калининском районе, где откроется региональный ТРК "Европолис", что существенно улучшит показатели обеспеченности этого района, который в настоящий момент является одним из наименее обеспеченных среди всех районов города. В целом мы не ожидаем существенного изменения в рейтинге районов. Недостаток качественных торговых площадей также наблюдается в Петроградском и Василеостровском районах

И всё же при всей многогранности развития ритейла в Петербурге и его разветвлённости в последние время у бизнеса возникает немало вопросов о том, как эффективно расширять и поддерживать свой бизнес в городе. Подливает масла в огонь и неустойчивая политическая и экономическая обстановка, сопровождаемая серьёзными колебаниями валютных курсов, которые ритейл всегда чувствовал особенно остро. В условиях экономической и политической нестабильности и ослабления рубля, ритейлеры проводят оптимизацию своих магазинов, избавляясь от неприбыльных. Таким образом, успешные ТРК становятся ещё более популярными среди торговых операторов ввиду получения гарантированного дохода и стабильно большого потока посетителей, в то время как проблемные ТЦ страдают от оттока качественных арендаторов. В перспективе девелоперы последних, как уже говорилось, будут вынуждены проводить реконцепцию в том или ином виде: от изменения пула арендаторов, переориентации на другую целевую аудиторию, до полного закрытия ТРК и изменения внутренних планировок, фасадов и т.п.

Валерий Трушин, руководитель отдела консалтинга East Real, уверен, что с открытием в этом году ТРК "Европолис" Петербург утратит потребность в открытии новых суперрегиональных торговых центров. "Девелоперы переориентируют свою работу на районные торговые центры без большой fashion-галереи, которые будут предлагать товары и услуги, удовлетворяющие потребности жителей района или микрорайона. Что касается развития торговых сетей, то, безусловно, последние политические и экономические события в стране оказали существенное влияние на планы операторов. На сегодняшний день открытие нового магазина влечет за собой большие риски с экономической точки зрения", - добавил Трушин.

Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg, считает, что в ближайшее время рост ритейла и торговго девелопмента замедлится. "Так, например, об уменьшении развития торгового направления заявил крупнейший игрок на рыке - холдинг "Адамант". Снижение темпов роста связано как с высокой текущей обеспеченностью рынка площадями, так и со сложившейся экономической ситуацией. В связи с этим могут возникнуть проблемы с заполнением торговых площадей, особенно в новых объектах и объектах с неудачной концепцией и/или локацией. В связи с этим основное развитие могут получить форматы невысокого ценового уровня: дискаунтеры, сток-центры, недорогие объекты общепита", - заключил эксперт.

Однако при всех сдерживающих факторах, петербургский ритейл за годы своего развития показал, что его не только не стоит списывать со счетов, но и во многих случаях можно ставить, как пример гибкого и эффективного бизнеса. Вот и сейчас как нам кажется, как и вся экономика в нашей стране, сфера торговли и ресторанного бизнеса в Северной столице всего лишь взяла паузу, чтобы после глубокого вдоха с новыми силами вновь устремиться к отметкам лидерства в индустрии.

Сергей Михайлов

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.