Так уж исторически сложилось, что
Колыбель ритейла
Прежде всего, стоит отметить, что при всех особенностях развития городов-милионников и областных центров в России, которые обладают как своими плюсами, так и минусами в сфере ведения бизнеса - Петербург, как и Москва, стоит от них несколько обособленно. Хорошо это или плохо, на территории государства Москва и Петербург выделяются и воспринимаются отдельно и автономно. Москва - это, прежде всего, исторически административный и государственный центр, в который по этой причине и стекаются все деловые потоки. Петербург же также во многом связан, государственной центральной властью. Однако наиболее явным образом на его развитие в сфере торговли влияет его уникальная близость к границам Старого света.
Отсюда вытекает тот факт, что целый ряд теперь уже общеизвестных в стране ресторанных и торговых сетей начал свой путь именно в пределах границ Петербурга. Ведь за новыми для рынка идеями отсюда - рукой подать. Среди петербургских сетей, вышедших на федеральный уровень, можно отметить холдинг Ginza Project, Global Point ("22.13", "Счастье"), Makers Lab ("Две палочки"), "Теремок". Чаще всего причина начала их бизнеса именно в Петербурге связана с тем, что это родной город собственников этих компаний. Ввиду этого фактора, они, несомненно, хорошо знают местный рынок, понимают потребности потребительской аудитории, к тому же, коммерческие условия здесь лояльнее, чем в Москве - поэтому достаточно выгодно и мене рисково начинать развивать бизнес в Петербурге.
Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg , говорит о том, что наиболее известные сети представлены в продуктовом сегменте: О’Кей, Пятёрочка, Карусель, Лента. "Сеть строительных товаров "Метрика" также имеет петербургские корни. Сеть ресторанов "Евразия", которая сейчас присутствует во многих крупнейших городах центральной России, также начала свой путь с рынка Северной Пальмиры. Как правило, начало деятельности именно в Петербурге связано с тем, что основатели сети проживают здесь и, как следствие, знают местный рынок, законы и имеют больше возможностей для успешного старта", - добавил эксперт.
Также не стоит забывать о таком, казалось бы малом и незначительном формате как Take away - кухни. Ведь свой блицкриг по городам России он начал именно с петербургских сетей. Сейчас же эти магазины за полгода - год без особых вложений в рекламу занимают прочное место в сегменте фудритейла городов, в которые приходят с нуля.
При этом Рынок Петербурга, как правило, довольно оперативно подхватывает и столичные идеи развития ритейла. Популярным становится формат детских образовательно-досуговых центров в рамках торговых комплексов. В качестве примера можно привести детский центр "Кидсбург" в ТРК "Гранд Каньон". Данная сеть, активно строящая планы по развитию в Москве и других крупных городах, к слову тоже имеет Петербургские корни. Подобные проекты позволяют родителям оставить своих детей под присмотром воспитателей и отправиться совершать покупки. Также очень популярны у семейной аудитории зоопарки и дельфинарии. В Петербурге этот формат представлен в ТРК "РИО". В наш город постепенно приходят и другие новые форматы: кафе-кулинарии, продуктовые лавки с экологически чистыми продуктами. Догнать Москву однако пока не получается по программе создания аутлетов. Этот формат уже долгое время не может выйти на рынок города, хотя такие попытки предпринимается с завидной регулярностью.
По словам Людмилы Рева, директор ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, к новым форматам ритейла в Петербурге можно отнести, прежде всего, формат аутлет-центра. "В настоящий момент в городе строятся два подобных объекта: Fashion House Outlet Centre на Таллинском шоссе и Outlet Village Pulkovo на Пулковском шоссе. Их открытие ожидается в 2015 году. Также недавно продуктовый ритейлер "О'Кей" объявил о реконцепции торгового центра "Подсолнух", расположенного на пересечении улицы Савушкина и Приморского шоссе. Его превратят в аутлет-центр под брендом Villa Outlet Center. Открытие запланировано на конец 2014 года", - отметила специалист.
Торговое портфолио
Петербург остается привлекательным для крупных торговых сетей и новых брендов. В 2013 году в город пришло около 30 новых ритейл-брендов международных и федеральных сетей. Это в два раза больше, чем в 2011-2012 гг. И сейчас на рынок продолжают выходить новые зарубежные компании. К примеру, в этом году в Петербурге ожидают южноафриканскую сеть ресторанов Nando’s. В ТРК "Гранд Каньон" готовятся к открытию первого магазина крупнейшей европейской сети детских товаров Prenatal. Если говорить о российских федеральных сетях, то недавно DNS завершила сделку по приобретению петербургской сети магазинов "Компьютерный мир". Пока что компания планирует работать в Петербурге под этим брендом, параллельно повышая узнаваемость собственного. Можно привести еще десятки подобных примеров.
Если говорить о сегменте street retail, то наиболее активными клиентами здесь продолжают оставаться операторы общепита (рестораны, бистро, столовые, в меньшей степени пабы), продуктовые магазины формата "у дома", универсамы и супермаркеты, а также банки формата 80-150 кв. м. В 90% случаев речь идет о расширении сетей, а не о выходе на рынок новых игроков. Вообще если приглядеться к списку дебютирующих в Петербурге сетей, то более половины из них связаны с ресторанным бизнесом. Причины такой пропорции можно объяснить по-разному. Но в целом уже давно считается, что культура времяпрепровождения по поводу и без в кафе и ресторанах в Петербурге развита очень сильно.
Анна Никандрова, региональный директор по торговой недвижимости Colliers International в Санкт-Петербурге, отмечает, Среди Fashion операторов на рынок города недавно вышли такие бренды, (Braccialini, Michael Kors, DKNY, Barker, Marc O’Polo), одежда и обувь среднего ценового сегмента (Takko Fashion, Bizzarro, Deichmann, Fun Day), детская одежда (Reima, Another World). "Также получил активное развитие сегмент общественного питания, где появилось сразу 4 новых имени: Quiznos Sub, Arnolds Bakery & Coffee Shop, Russo Burger, Бургер Лайк. Сегмент интерьерных магазинов пополнился брендами Bellora и Pentik. 10 из 30 новых для рынка брендов вышли впервые не только на рынок Петербурга, но и России. Среди них иностранные имена: Quiznos Sub, Arnolds Bakery & Coffee Shop, Bellora, Pentik, Reima, Another world, а также российские сети: Бургер Лайк, Russo Burger и др.", - заключила Никандрова.
Михаил Рожко, директор департамента брокериджа NAI Becar в Санкт-Петербурге, считает, что активно развивается формат "магазин у дома" специализированных продуктовых сетей, ориентированных на жителей микрорайона. "Было несколько интересных проектов, которые уже показали себя успешными и жизнеспособными. В частности, это молочные продукты "Лосево", поставляющие продукцию в гипермаркеты и самостоятельно открывшие несколько собственных магазинов. Растет и петербургская сеть "Фруктовая лавка", предлагающая свежие фрукты и овощи, а также сопутствующую к ним продукцию. Похожая история и с пивными магазинами малого формата", - отметил Рожко.
Больше и разнообразнее
Если говорить в целом о насыщенности города торговыми площадями, то стоит отметить, что по объему торговых площадей на 1 000 жителей, Санкт-Петербург отстает от большинства европейских городов, хотя и является одним из лидеров на российском рынке. Несмотря на то, что насыщенность торговыми центрами весьма велика на рынке, сохраняется перспектива развития, особенно, с точки зрения качества.
Анастасии Балмочных, руководителя департамента торговых площадей компании JLL в Санкт-Петербурге, качественных объектов, таких, как строящийся ТРК "Охта Молл", городу пока не хватает. Рынок ждет проекты нового поколения и европейских стандартов качества. Происходит усиление конкуренции торговых центров в борьбе за покупателя. По нашим прогнозам, обеспеченность населения Петербурга качественными торговыми площадями достигнет 424 кв. м в 2014 году и 454 кв. м в 2015 году (при условии ввода всех заявленных проектов). В данной ситуации девелоперам торговых центров приходится все большее внимание уделять созданию своей отличительной особенности - уникальной составляющей, способной выделить его среди других торговых центров города", - заявила эксперт.
Касаясь конкретных показателей по форматам, нельзя не упомянуть тот факт, что по количеству торговых объектов формата "Гипермаркет" - Петербург далеко обгоняет все города России. Здесь стоит вновь упомянуть, что такие известные сети как "Лента" и "О’кей" начали свой трудовой путь из Петербурга и Ленинградской области. Помимо этого сейчас бывшие топ-менеджеры "Ленты" строят планы по созданию и развитию ещё одной сети гипермаркетов, претендующей на федеральный статус. В Северной столице правда пока не получил большого развития формат универмага, который представляется весьма перспективным. Из действующих проектов можно привести в пример только "ДЛТ". Однако городу не хватает зарубежных представителей этого формата - Debenhams, Hollister, House of Fraser и др.
сегодня Петербургу, прежде всего не хватает современных крупных торговых площадей. "Учитывая высокий уровень насыщения рынка торговой недвижимости Санкт-Петербурга, в дальнейшем сохранится тенденция реконцепции торговых центров и строительства новых проектов в зонах комплексного освоения территорий, рядом с новыми станциями метро и новыми транспортными развязками. Собственники торговых центров заинтересованы в проведении реконцепции своих проектов, целью которой является повышение доходности и инвестиционной привлекательности зданий. На сегодняшний день более 1 000 000 кв.м торговых площадей (2000х и ранее годов постройки) нуждаются в реконцепции и реновации, что составляет 25% от всего рынка", -
Через тернии к…
Цифры, касающиеся насыщенности торговыми площадями отдельных частей города показывают, что наибольшее количество торговых комплексов возведено на территории Приморского (643 тыс. кв.м), Московского (424 тыс. кв.м) и Выборгского (357 тыс. кв.м) районов Петербурга. По объему квадратных метров на 1 000 жителей лидируют Московский (1 467 кв.м на 1 000 жителей района), Приморский (1 268 кв.м на 1 000 жителей) и Центральный (1 258 кв.м на 1 000 жителей) районы города. Если говорить о встроенных помещениях, то тут безусловным лидером являются центральные районы Петербурга (Центральный, Петроградский и Василеостровский). Наименьшее количество торговых объектов наблюдается на территориях Пушкинского и Петродворцового районов. Здесь на 1 000 жителей приходится всего 81 и 59 кв.м торговой недвижимости. Наибольшее количество новых площадей до конца 2014 года будет введено в Калининском районе, где откроется региональный ТРК "Европолис", что существенно улучшит показатели обеспеченности этого района, который в настоящий момент является одним из наименее обеспеченных среди всех районов города. В целом мы не ожидаем существенного изменения в рейтинге районов. Недостаток качественных торговых площадей также наблюдается в Петроградском и Василеостровском районах
И всё же при всей многогранности развития ритейла в Петербурге и его разветвлённости в последние время у бизнеса возникает немало вопросов о том, как эффективно расширять и поддерживать свой бизнес в городе. Подливает масла в огонь и неустойчивая политическая и экономическая обстановка, сопровождаемая серьёзными колебаниями валютных курсов, которые ритейл всегда чувствовал особенно остро. В условиях экономической и политической нестабильности и ослабления рубля, ритейлеры проводят оптимизацию своих магазинов, избавляясь от неприбыльных. Таким образом, успешные ТРК становятся ещё более популярными среди торговых операторов ввиду получения гарантированного дохода и стабильно большого потока посетителей, в то время как проблемные ТЦ страдают от оттока качественных арендаторов. В перспективе девелоперы последних, как уже говорилось, будут вынуждены проводить реконцепцию в том или ином виде: от изменения пула арендаторов, переориентации на другую целевую аудиторию, до полного закрытия ТРК и изменения внутренних планировок, фасадов и т.п.
Валерий Трушин, руководитель отдела консалтинга East Real, уверен, что с открытием в этом году ТРК "Европолис" Петербург утратит потребность в открытии новых суперрегиональных торговых центров. "Девелоперы переориентируют свою работу на районные торговые центры без большой fashion-галереи, которые будут предлагать товары и услуги, удовлетворяющие потребности жителей района или микрорайона. Что касается развития торговых сетей, то, безусловно, последние политические и экономические события в стране оказали существенное влияние на планы операторов. На сегодняшний день открытие нового магазина влечет за собой большие риски с экономической точки зрения", - добавил Трушин.
Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg, считает, что в ближайшее время рост ритейла и торговго девелопмента замедлится. "Так, например, об уменьшении развития торгового направления заявил крупнейший игрок на рыке - холдинг "Адамант". Снижение темпов роста связано как с высокой текущей обеспеченностью рынка площадями, так и со сложившейся экономической ситуацией. В связи с этим могут возникнуть проблемы с заполнением торговых площадей, особенно в новых объектах и объектах с неудачной концепцией и/или локацией. В связи с этим основное развитие могут получить форматы невысокого ценового уровня: дискаунтеры, сток-центры, недорогие объекты общепита", - заключил эксперт.
Однако при всех сдерживающих факторах, петербургский ритейл за годы своего развития показал, что его не только не стоит списывать со счетов, но и во многих случаях можно ставить, как пример гибкого и эффективного бизнеса. Вот и сейчас как нам кажется, как и вся экономика в нашей стране, сфера торговли и ресторанного бизнеса в Северной столице всего лишь взяла паузу, чтобы после глубокого вдоха с новыми силами вновь устремиться к отметкам лидерства в индустрии.
Сергей Михайлов