Структуры «Газпрома» спасли офисную недвижимость Петербурга от краха
Как рассказали «ОК-Информ» Московский район города превосходит по объему нового строительства Центральный район, который занимал лидирующие позиции последние 20 лет.
Сегодня основной спрос на офисную недвижимость Петербурга формируют российские компании (90%). Активность спроса в 2015 году находилась на низком уровне без существенных всплесков. Спад зафиксирован в период майских праздников.
Что касается арендных ставок, то в более чем 95% офисных зданий Петербурга арендные ставки исчисляются в рублях. Сами ставки за 2015 год снизились на 4% в зданиях класса А и на 6% - в зданиях класса В. В долларах падение оказалось более существенным - до 20%. Средний уровень достижимых арендных ставок для офисных центров класса А составляет 1 300-1 700 рублей за кв. м в месяц (включая НДС и операционные расходы), для класса В - 900-1 250 рублей.
Если же говорить о Московском рынке, то ротация арендаторов в бизнес-центрах, отмечавшаяся в начале года, носила вполне определенный характер: до 25-30% компаний, переезжавших из высококлассных БЦ классов В, В+ и даже А, выбрали для себя офисы категорий В- и даже С, рассказал собственник ГК «ЭКООФИС» Андрей Ковалев. По его словам, спрос не распределился в низшем ценовом сегменте равномерно: востребованы оказались наиболее качественные объекты, преимущественно центральной локации либо расположенные вблизи от станций метро, с полноценной инфраструктурой, хорошими планировками и качественной отделкой. Характерным отличием от кризиса 2009 года является то, что арендаторы, выбрав оптимальный вариант для переезда, остаются ему «верны», не переезжая вновь и вновь в поисках лучших условий.
Еще одна характерная тенденция - основными конкурентными преимуществами в сегментах В- и С в 2015 году является не цена, а скорее «сервисные» опции. Среди главных требований, определяющих востребованность офисных помещений данных сегментов, вошли, по данным ГК «ЭКООФИС», наличие комплекса дополнительных услуг для арендатора (первое место), развитая инфраструктура и необычная концепция офисного центра (второе и третье места соответственно). «Сама по себе низкая арендная ставка перестала являться серьезным конкурентным преимуществом», - говорит господин Ковалев.