Публикации в прессе

Смольный ждет гостей с моря

17 Августа 2009, 12:18
Основные показатели индустрии гостеприимства в первом полугодии заметно ниже, чем в аналогичном периоде 2008-го. При этом статистика Смольного, рассчитывающего на приток «круизных» туристов, вполне оптимистична. А операторы сетуют, что ино-странцев на Невском становится все меньше.

Гостиничный сегмент всегда был довольно закрытым, возможно, еще и поэтому данные участников рынка и чиновников сильно разнятся. К тому же одни эксперты учитывают объекты емкостью не менее 50 номеров, другие включают в статистику и мини-отели на пять — восемь апартаментов. Чиновники добавляют еще и загородные пансионаты и ведомственные общежития гостиничного типа.

По данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП), в городе функционируют 569 гостиниц в общей сложности на 25 960 номеров. За шесть месяцев этого года в Петербурге введены в эксплуатацию 15 гостиниц и апарт-отелей на 973 комнаты. До конца года планируется сдать еще 13 отелей на 1397 номеров.

Специалисты GVA Sawyer оценивают объем нового предложения в первом полугодии в 967 номеров, в «Бекаре» насчитали 893, а компания Maris Properties in association with CBRE — 347 (учтены объекты емкостью от 50 номеров).

По данным Maris Properties, на 1000 жителей Петербурга сегодня приходится пять номеров, до европейского показателя недостает двух. Таким образом, у города (при сохранении сегодняшних темпов) есть потенциал развития еще лет на 13-14.

Пики и ­спады 
В первом полугодии заработали четыре новых объекта: трехзвездные Holiday Inn у Московских ворот, «М-Отель» у Гостиного Двора, «Гранд Петергоф СПА Отель» в пос. Михайловское и «Терийоки» при яхт-клубе в Зеленогорске. Кроме того, мальтийцы запустили новое крыло гостиницы «Коринтия Санкт-Петербург» на 107 номеров, а «Адамант» расширил «Москву» на 90 апартаментов.

«Коринтия Санкт-Петербург» и «М-Отель» расположены удачно, остальные — вдали от туристических маршрутов, и их загрузка, особенно в кризис, во многом будет зависеть от маркетинговых находок оператора. Непонятно, каким образом в условиях спада деловой активности можно обеспечить заполняемость, например, недавно открытого конгресс-отеля у Московских ворот (557 номеров).

На протяжении последних нескольких лет среднегодовая загрузка в пиковый сезон доходила до 80-90% несмотря на почти двукратное увеличение цен. В период белых ночей, а также во время Международного экономического форума большинство отелей были заполнены «под завязку». В остальное время загрузка большинства объектов, по оценке Maris Properties, колеблется на уровне 40-45%, а среднегодовые показатели варьируются в пределах 50-60%.

В начале 2009 года этот показатель в среднем упал до 30-35%. По данным участников рынка, пик последствий экономической рецессии в гостиничном секторе пришелся на весну. Чтобы снизить негативное влияние кризиса, отдельные хотельеры стали закрывать часть действующего номерного фонда.

По данным специалистов «Бекара», подобная картина наблюдалась в «Гранд Отеле Европа», Park Inn Pulkovskaya, «Коринтия Санкт-Петербург» и др. О том, что весной часть гостиниц из-за отсутствия клиентов закрывала целые этажи, говорит и директор филиала Российской гостиничной ассоциации и глава компании Cronwell Development Алексей Мусакин.

Однако в конце мая — начале июня загрузка увеличилась, ведущие отели фиксировали приток гостей не ниже уровня 2008-го, а в некоторых гостиницах он даже превысил показатели прошлого года. По словам коммерческого директора группы отелей «Мариотт» в Петербурге Лианы Арутюнян (компания управляет двумя отелями), средняя загрузка в июне и июле в гостинице «Ренессанс» превысила 80%, в «Кортъярд» — 75%.

«Сегодня заполняемость обоих отелей держится на том же уровне. Для нас это позитивная тенденция, особенно если учитывать, что белые ночи уже позади». Примерно с такими же показателями закрыл два летних месяца и «М-Отель», правда, по словам Алексея Мусакина, в августе постояльцев здесь стало ощутимо меньше.

По прогнозам GVA Sawyer, загрузка будет плавно снижаться и к сентябрю может достигнуть 40-50%, а по итогам 2009 года средние показатели не превысят 50%. Эксперты компании Hospitality Management считают, что падение показателей отрасли вызвано не только ухудшением загрузки, но и снижением средних цен. По мнению Алексея Мусакина, к началу августа валовой доход операторов уменьшился примерно на 30%, из них почти две трети — из-за сокращения числа туристов и около 10% — из-за всевозможных бонусов и скидок.

За период кризиса никто открыто не снижал ценники. Но операторы охотно шли на уступки, причем не только турфирмам, но и отдельным клиентам с улицы. «Раньше дисконт на туристические группы составлял порядка 20%, почти такую же скидку могли получить и корпоративные клиенты.

Сегодня турфирмы требуют не менее 30%, а номер «от стойки» можно купить на 15% дешевле (раньше скидка не превышала 7%). В середине мая в некоторых отелях на четыре и пять «звезд» можно было выторговать двухместный номер «от стойки» за 2500 рублей. Правда, июнь был весьма активным, и все вернулись к исходным тарифам», — говорит Алексей Мусакин.

«Среднее снижение стоимости номера на 15-25% отчасти обусловлено существующими проблемами, — считает руководитель направления гостиничной недвижимости компании Praktis Елена Игнатий. — Это сложности с получением визы, неразвитая инфраструктура, отсутствие специальных программ для гостей, особенно в низкий сезон, невысокое качество сервиса. Но сильнее всего на стоимость проживания повлияли падение спроса в корпоративном сегменте и рекордный ввод новых объектов в 2008 году, обостривший конкуренцию».

Внутренняя миграция 
По статистике Российского союза туриндустрии, количество бронирований через GDS (глобальную систему бронирования, к которой имеют доступ только зарегистрированные турфирмы) по итогам первого полугодия уменьшилось на 18%. Причем отрицательная динамика усилилась к концу второго квартала. По словам Алексея Мусакина, туристы сокращают не только время пребывания, но и сроки бронирования. «Если раньше резервировали за две-три недели, сейчас — за несколько дней. Это касается и россиян, и иностранцев».

В структуре приезжающих в Петербург наибольшую долю (свыше 50%) составляют бизнес-туристы. С познавательной целью город посещают около 40% гостей. Туристические группы — около 40% всех гостей отелей. Однако в последние два года операторы отмечают рост доли индивидуальных путешественников и уменьшение организованных групп. Этот тренд соответствует общемировому.

По оценке Maris Properties, основной тенденцией 2009 года стало сокращение числа иностранцев. Чаще других в Петербург приезжают граждане Финляндии, стран Балтии, США, Германии, Франции, Великобритании и азиатских стран. Из-за спада в экономике заметно сократилась в составе туристов доля жителей США и Западной Европы. Относительно стабильным остался ручеек из Азиатского региона (Китай, Япония и пр.). В мировой практике потоки из этого региона считаются одними из самых перспективных и привлекательных.

Оператор одной из гостиниц на вопрос о загрузке заметила: «Какая заполняемость? Посмотрите, на Невском нет иностранцев!»

Сокращение турпотока и количества деловых мероприятий, а также возросший объем качественного предложения на рынке приведут в ближайшие два года к дальнейшему уменьшению загрузки отелей. Эксперты также прогнозируют смещение спроса из гостиниц высокой категории в более низкие. В Maris Properties считают, что недостаток постояльцев больше будут испытывать отели в сегменте «премиум».

Алексей Мусакин напротив, уверен, что последствия кризиса больше отразятся на доходах хотельеров среднего сегмента, в меньшей степени пострадают гостиницы высшей категории и эконом-класса (две «звезды» и хостелы). «В премиальные отели едут люди определенного статуса, которые не могут позволить себе другой класс. А тот, кто раньше селился в четырехзвездной гостинице, сегодня спокойно переезжает в трехзвездную».

В Смольном в будущее смотрят с оптимизмом. «В высокий сезон загрузка гостиниц уменьшилась незначительно, и к концу года мы ожидаем как минимум столько же гостей, сколько и в прошлом году — 4,8 млн. Выравнивание туристического потока мы связываем с развитием морского туризма. За счет гостей, прибывающих на круизных лайнерах, в этом году ожидается рост около 12%», — говорит начальник отдела экспертной оценки проектов КИСП Ирина Синева.

Девелоперские проекты в гостиничном секторе находятся в таком же положении, как и весь рынок недвижимости. Из-за кризиса заморожена примерно треть проектов, некоторые вовсе отказались от строительства, сроки ввода большинства строящихся (реконструируемых) объектов переносятся на несколько лет.

По информации КИСП, сегодня в городе строятся 43 гостиницы на 4734 номера, по 40 проектам (4977 номеров) ведутся изыскания или проектирование. Еще по 87 проектам разрабатывается документация для принятия постановления правительства.

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.