Публикации в прессе

Складское чудо

15 Декабря 2016, 10:55
В одном из прошлых выпусков полосы «Генплан» мы рассказалио том, как новые офисные здания изменили на только облик Петербурга, но и само понятие «контора». Сегодня речь пойдето складах - тех самых, что некогда портили своим видом южный берег Обводного канала, а приезжающие туда фуры ухудшали воздух выхлопными газами. Все это в прошлом: теперь логистические центры возводят подальше от исторических районов и поближек Кольцевой автодороге и Западному скоростному диаметру.

Как «дорожная карта» легла

В прошлом веке складами был занят весь «серый пояс» Ленинграда. Считалось, что размещать всевозможные хранилища нужно как можно ближе к заводам, пекарням и железнодорожным станциям, которых на территории большого города было гораздо больше, чем сейчас. Да-да, именно по «железке» приходили в северную столицу основные грузы. Вторым центром поступления и отправки товаров был морской порт, также тесно связанный с железной дорогой.

Однако на рубеже веков стало ясно, что основные грузы будут перевозиться между складскими комплексами и магазинами автомобильным транспортом. В конце 1990-х возникла очевидная проблема: с одной стороны, появление множества тяжелых фур на городских магистралях создавало пробки, что задерживало доставку товаров. С другой стороны, старые склады, многие из которых появились еще в царские времена, были абсолютно не приспособлены для погрузки-выгрузки автотрейлеров и рефрижераторов.

Именно тогда предприниматели возвели первые современные логистические терминалы на городских окраинах - на Парнасе, в Колпинском и Невском районах. Инвесторы ориентировались на существовавшие магистрали, но вскоре уже город стал прокладывать автотрассы с учетом будущих бизнес- и складских комплексов. Западный скоростной диаметр во многом также ориентирован на грузовые потоки автотранспорта, обслуживающего логистические центры. Теперь ими, словно елка гирляндами, «обвешаны» и КАД, и все вылетные магистрали.

Северяне любят коричневое

Как выглядели склады в середине ХХ века? Старые кирпичные (реже панельные) сооружения, обшарпанные стены, грузчики в грязных робах. Завскладом - непременно в синей фуфайке, во дворе - пыльные и дымящие фуры. Современный петербургский склад - это четко организованный бизнес-процесс, рациональная логистика (удобство подъезда и выезда, стоянки). С архитектурной точки зрения это разумный минимализм и четкие пропорции фасадов.

Профессионалам не до архитектурных излишеств, особенно если человек видит склад лишь мельком, проезжая. Тем не менее все чаще логистические комплексы строятся с учетом эстетической составляющей. Привычные «коробки» складов раскрашивают в яркие цвета, и это не выглядит аляповато - по крайней мере учитывая окружающую застройку.

Внутри современный склад - это чистое, хорошо организованное пространство. Учет товарно-материальных ценностей, хранящихся в этих комплексах, компьютеризирован, и пресловутый завскладом уже не кричит на грузчиков и поставщиков. Информация перетекает из сервера на логистическом терминале в планшеты клиентов.

Аналитики компании Bright Rich обнародовали любопытное исследование о влиянии цвета склада на то, как удачно сдаются в нем площади. Если сравнивать цветовую структуру складов по разным географическим направлениям, то лидерами по-прежнему остаются серый, синий и зеленый.

При этом подавляющее большинство коричневых складов расположено на севере города, а все желтые склады - на юге. Возможно, цвет в некоторой степени влияет на целостность образа складского помещения. И все же владельцы логистических терминалов больше вкладываются не во внешний облик сооружений, а в их инженерию. Например, в прочные стеллажи и надежные погрузчики.

С оглядкой на импорт

Современные логистические центры дали старт освоению ранее заброшенных или покинутых промышленностью окраин Петербурга. Активнее всего развиваются логистические комплексы в южных и северных районах: ближе к морскому торговому порту, аэропорту «Пулково», Московскому шоссе, а также в финском и эстонском направлениях.

Это логично, ведь Петербург в отличие от России в целом традиционно имеет отрицательное сальдо торгового баланса. В том смысле, что привозят в наш город из-за границы больше, чем вывозят. Ничего страшного в этом нет: северная столица не добывает нефть или газ, зато через наши морские и сухопутные ворота снабжается машинами и оборудованием вся страна.

В последнее время все больше складов в Петербурге строят и арендуют дистрибьюторы продуктов питания. Им нужны площади до 2,5 тыс. кв. метров. Зачастую приходится возводить складской терминал по индивидуальному заказу, даже если заказчиком выступает не собственник, а всего лишь арендатор помещений.

Директор по коммерческой недвижимости компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Максим Соболев отмечает, что склады - наименее доходный вид недвижимости, предъявляющий чрезвычайно жесткие требования к бюджету проекта. Данное обстоятельство накладывает отпечаток и на внешний вид объектов. В большинстве своем склады - ничем не примечательные, исключительно утилитарные здания.

«Если заглянуть в будущее, то очевиден тренд на децентрализацию не только офисов, но и складов. В дальнейшем они будут располагаться рядом либо с производством, либо с жилыми районами», - сказал эксперт.

Исполнительный директор некоммерческого партнерства «Российская гильдия управляющих и девелоперов» (РГУД) Елена Бодрова согласна, что архитектура не влияет на склады. «А влияют цена земли, ее кадастровая оценка и рыночная стоимость. Логистика отодвигает склады в пригороды или в Ленинградскую область. Земля - дорогой актив, надо использовать ее рационально», - резюмирует она.

На развитие складских комплексов влияет и политика городских властей. Например, в Петербурге решили освободить центр города от тяжелой техники. Значит, складские терминалы будут специализироваться на перегрузке грузов с фур на «Газели», хотя большие товарные объемы развозить так неудобно и затратно. Однако въезд фур в центр города оформить еще дороже.

Управляющий партнер компании «Теорема» (она вышла из складского бизнеса четыре года назад) Игорь Водопьянов отметил, что современный склад внешне не сильно отличается от гипермаркета. Там и там - прямоугольные объемы. А захотят ли строиться новые склады и будут ли у их владельцев деньги на излишества, зависит лишь от общего состояния экономики и конъюнктуры рынка.

КСТАТИ

 Кто арендует склады в Петербурге в 2016 г. (по данным компании Maris):

  •  Торговля - 50% площадей;
  •  Логистика - 32%;
  •  Производство - 18%.
Рекомендуем ознакомиться
  • 15 Апреля 2021, 13:37
    В БИЗНЕС-ЦЕНТРАХ КЛАССА А ПОДНИМАЮТ СТАВКИ
    Владельцы бизнес-центров класса А в Петербурге подняли ставки аренды на 1,6% (к декабрю 2020 года). Средневзвешенная запрашиваемая арендная ставка на первый квартал 2021 года составила 1 950 рублей за один кв. метр в месяц. Арендная ставка в офисных центрах класса В не изменилась – она составляет 1310 рублей за один кв. метр в месяц.
  • 14 Апреля 2021, 16:20
    В Петербурге закрылись десятки ресторанов и кафе
    В первом квартале 2021 года число вновь открытых предприятий на рынке стрит-ритейл Санкт-Петербурга оказалось на 35% меньше показателя закрывшихся.

Новости
и пресс-релизы

Все новости
  • 16 Апреля 2021
    Международная выставка-форум "Склады России"

    В дискуссии по данной тематике на 7-ой Международной выставке-форуме «СКЛАДЫ РОССИИ», которая пройдёт в Санкт-Петербурге с 28 по 29 апреля, примет участие Борис Мошенский, генеральный директор компании Maris в ассоциации с CBRE.

  • 14 Апреля 2021
    Итоги 1 квартала в сегменте стрит-ритейла

    Аналитики компании Maris в ассоциации с CBRE подвели итоги 1 квартала в сегменте стрит-ритейла Петербурга.

Компания Maris|Part of the CBRE Affiliate Network с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.