Потенциал остается огромным
По итогам прошлого года в город приехали более 6,3 млн туристов. Аналитики полагают, что без серьезного участия государства в туристической отрасли города добиться поставленных целей будет сложно.
Пока аналитики затрудняются давать прогнозы о том, как на турпотоке скажется обострение внешнеполитической обстановки. Так или иначе, говорят аналитики, у Петербурга, на фоне всей остальной страны, потенциал для туристического роста все равно остается огромным. В конце концов, в город туристы ехали даже во времена "железного занавеса".
Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент", говорит: "Потенциал Санкт-Петербурга, несмотря на сравнительно более высокий уровень трафика, чем в большинстве других крупных городов страны, остается очень высоким. Согласно различным экспертным оценкам, даже в среднесрочной перспективе при условии поддержки индустрии и дальнейшего эффективного привлечения частного капитала вполне возможно увеличение туристического потока как минимум в два-три раза".
Уже сейчас Петербург, без сомнений, располагает целым рядом выдающихся конкурентных преимуществ — от впечатляющего культурно-исторического наследия до развитой транспортной инфраструктуры, сильного потребительского сектора и приближающегося к европейским уровням рынка средств размещения и высокой деловой активности. "Значительная фора позволяет предполагать в перспективе формирование еще более сильного туристического бренда, широкого узнаваемого не только на внутреннем рынке, но и на международной арене", — рассуждает господин Клягин.
Валентин Заставленко, вице-президент группы компаний Springald, добавляет: "Туристический потенциал Петербурга на сегодняшний день используется в лучшем случае на 20 процентов. Потенциал роста — огромный, но его существенно сдерживают несколько системных проблем, главная из которых — качество инфраструктуры. Образно говоря, в Петербурге есть что посмотреть, но абсолютно неоткуда. У нас не хватает мелких предприятий розничной торговли и кафе, где смогут отдохнуть, а заодно и приобрести сувениры, туристы. У нас явная проблема с транспортным трафиком — на наших улицах не то что припарковаться негде, но и просто разъехаться проблема. Мы абсолютно не используем свое географическое положение — Петербург на 100 процентов пригоден для захода малых частных судов, но у нас нет инфраструктуры для их стоянок и есть проблемы с действующим законодательством, регламентирующим пребывание иностранных судов".
Расчет на внутренние ресурсы
Александра Смирнова, директор департамента инвестиционного брокериджа NAI Becar в Санкт-Петербурге, полагает, что увеличить турпоток в город можно и за счет внутренних туристов. Для этого можно повысить привлекательность города новыми точками притяжения, такими как парк развлечений, который собираются возводить во Фрунзенском районе. "Такой проект не имеет аналогов в России, а значит, будет пользоваться повышенным спросом как у жителей регионов России, так и у иностранцев", — говорит она. Под парком развлечений она имеет в виду проект, который анонсировал петербургский комитет по инвестициям. По словам чиновников, они активно обсуждают с четырьмя китайскими девелоперскими компаниями вопрос финансирования проекта формирования парка развлечений общей площадью 63,8 га во Фрунзенском районе Петербурга. Инвестиции в развитие проекта могут составить $4 млрд. Правда, инвесторов за полгода чиновники так и не назвали.
Впрочем,
говорит, что в 2013 году туристический поток увеличивался за счет российских туристов. "Поездка в Россию для иностранных туристов остается дорогим развлечением. Кроме того, сложности с оформлением документов для получения визы в Россию являются дополнительным барьером для иностранных граждан", — говорит она. Вероятно, после введения санкций ожидать роста иностранных туристов также не приходится. Хотя недавно губернатор Петербурга выступил с законодательной инициативой, предусматривающей безвизовое нахождение для транзитных авиапассажиров, остающихся в городе не более 72 часов. Власти надеются, что если поправки будут внесены в федеральное законодательство, то турпоток из-за рубежа удастся удержать.На въездном туризме отразится открытие в 2013 году нового современного терминала аэропорта Пулково, что увеличит пропускную способность к 2014 году до 14 млн пассажиров в год, а также открытие крупнейшего конгрессно-выставочного центра "Экспофорум".
"По итогам 2013 года пассажиропоток аэропорта Пулково составил 12,854 млн человек, что на 15,2 процента больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года", —
В Петербург по делу, срочно
Также аналитики полагают, что в городе до сих пор не раскрыт потенциал делового туризма.
Светлана Попова, маркетолог-аналитик ЗАО "БФА-Девелопмент", говорит: "Именно бизнес-туризм позволяет сглаживать пропасть между высоким и низким туристическими сезонами, на которую экономика Петербурга реагирует очень болезненно. Конечно, сейчас основной поток иностранных деловых туристов обеспечивается, так сказать, политической волей — инициаторами многих мероприятий являются не отдельные компании и бизнес-сообщество, а органы власти городского и федерального значения. Возможности привлечения бизнес-туристов, естественно, тесно взаимосвязаны с инвестиционным потенциалом города и страны в целом. Пока не будут достигнуты серьезные объемы иностранных инвестиций в экономику России и Санкт-Петербурга, о качественном скачке в области делового туризма говорить не приходится. В то же время привлечение в город представителей иностранного делового сообщества хотя бы с ознакомительными целями позволяет продемонстрировать возможности нашего государства, развеять мифы об опасности инвестиций в нашу экономику. Что касается инфраструктуры для конгрессов и выставок, то на данный момент ее количество и качество удовлетворительное — удалось восполнить дефицит, который явно ощущался десять лет назад. Но амбициозные планы по наращиванию объемов туризма к 2016 году потребуют новых вливаний в эту сферу".
Александр Веселов, директор по развитию Astera в альянсе с BNP Paribas Real Estate, обращает внимание на то, что за последние годы в Петербурге заметно сократилось количество мероприятий федерального и международного значения, соответственно, острой необходимости в увеличении количества выставочных площадей нет. "Тем не менее возведение новых комплексов и площадок для проведения деловых мероприятий, конечно, выгодно для арендаторов, так как способствует снижению арендных ставок", — резюмирует он.
В целом, для того чтобы новые площади были востребованы, городу необходимо работать над инвестиционной привлекательностью.
Павел Морозов, управляющий партнер компании по территориальному маркетингу ID-reel (Франция), также считает, что развитие делового туризма в Петербурге в последние годы стагнирует: "Нет крупных проектов, больших событий, да и имиджевая составляющая России в целом не помогает раскрытию потенциала этого города. Сейчас Санкт-Петербург с точки зрения делового туризма — это лишь Петербургский экономический форум. Но даже его организация — это, мягко сказать, не лучший образец привлечения туристов в город: проводимый во время белых ночей, он реально "убивает" высокий туристический сезон, когда в Петербург и так было готово приехать большое количество туристов. Но гостиницы заняты, проехать невозможно, многие достопримечательности закрыты на "спецобслуживание". По моему мнению, правильным временем проведения такого мероприятия должны быть октябрь-ноябрь или же март-апрель: все те, кому нужно пролоббировать свои интересы в России и встретиться с первыми лицами, приедут в любую погоду, а основная работа все равно ведется в помещениях".
По мнению господина Морозова, у города есть множество возможностей продлить туристический сезон в Петербурге: проведение ежегодных научных или деловых конференций, создание ежегодного мероприятия, связанного с современным искусством. Да и просто культурных мероприятий международного уровня в культурной столице не хватает. "А именно такие мероприятия дают развитие деловому и познавательному туризму, заполняют гостиницы вне основного туристического потока, создают новые возможности для развития", — резюмирует он.
Роман Русаков