Публикации в прессе

«Пятерочка» на паузе: какие сети открывают новые магазины в Петербурге

11 Мая 2021, 11:10
Рыночная доля лидера петербургской продовольственной розницы, Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), по итогам 2020 года вновь превысила максимальный допустимый лимит в 25%.

Таким образом, компания уже третий год подряд не сможет открывать в городе новые магазины. РБК Петербург спросил у экспертов, смогут ли конкуренты Х5 воспользоваться временным преимуществом.

Освободилось место

Право расширяться в Петербурге X5 Retail Group потеряла весной 2019 года, когда ее доля достигла 27% рынка. По итогам 2020 года она достигала 28,9%, подсчитал эксперт петербургского УФАС по продовольственному рынку Дмитрий Даугавет, основываясь на данных Петростата. РБК Петербург направил официальный запрос в УФАС Петербурга с просьбой рассказать, какие меры могут быть приняты в отношении X5 Retail Group.

Доля X5 могла вырасти в связи с тем, что с рынка ушли два заметных игрока — компании «Интерторг» (сети «Семья», «Spar» и «Идея») и оптоклуб «Ряды», предположил партнер, руководитель направления торговой недвижимости «БестЪ. Коммерческая недвижимость» Станислав Ступников. Таким образом, обвинять лидера рынка в нарушении закона будет сложно. «Доля выросла не потому, что они увеличили количество точек, просто других операторов на рынке стало меньше», — поясняет Ступников.

По его словам, после ухода «Интерторга» на рынке появилось около 400 свободных помещений. «Но ажиотажа, который был в продуктовом ретейле до 2019 года, когда все сдавалось по высоким ставкам, после пандемии уже не наблюдается. Интерес у сетей к помещениям есть, однако ставки не такие высокие, как были ранее. Раньше для продуктового ретейла они могли доходить до 2 — 2,5 тыс. руб. за метр, то сейчас они упали примерно на 15%», —отмечает эксперт.

Пространственное развитие

Тем не менее, эксперты отмечают, что спрос на помещения со стороны игроков FMCG в прошлом году был заметнее, чем в других сегментах ретейла. По данным руководителя отдела исследований компании Maris в ассоциации с CBRE Алены Волобуевой доля FMCG в общем объеме сделок на рынке за 2020 год возросла до 20%, против 5% годом ранее. «Абсолютное число сделок с FMCG-операторами увеличилось на 86%. Это была единственная отрасль ретейла, показавшая прирост объема сделок в 2020 году. В основном игроки наращивали свое присутствие в формате «супермаркетов», — констатирует Волобуева.

«В этом году все ключевые продовольственные сети активно рассматривают новые площадки для развития в Северной столице», — отмечает Ирина Царькова, директор департамента торговой недвижимости Colliers International.

По словам Алены Волобуевой, в первом квартале 2021 года спрос со стороны FMCG-ретейлеров сохранялся на высоком уровне. Новые площадки открывали сети Eurospar, «Светофор», «Мята», «Вкустер», «Верный», «Семишагофф», птицефабрика «Зеленецкая», «Деревня Соловьи», «Белорусский дворик», «Наш Маркет». На рынок вышли новые игроки — федеральные сети «Порядок» и «Мясная лавка Ив. Курников».

Впрочем, как отмечают аналитики Maris/CBRE, не все игроки, вышедшие на рынок в прошлом году, выдержали конкуренцию. Так, в первом квартале текущего года его покинули норильская сеть супермаркетов «Медведь» и казахстанская Green. Пока наиболее стабильно развиваются ретейлеры, которые уже успели закрепиться на рынке.

Подходят ближе 

При этом часть новых торговых точек по формату близки к проектам Х5, отмечают эксперты. Станислав Ступников, например, обращает внимание на то, что «Лента» активно развивает формат магазинов у дома (от 250 до 500 кв. м торговой площади). «То есть «Лента» зашла в нишу «Пятерочки», — говорит он. По информации «БестЪ. Коммерческая недвижимость», наиболее активно сейчас развиваются сети «Верный» и «Магнит» («берут много, платят хорошо»).

Впрочем, пока к существенному изменению расклада сил на рынке это не привело. По итогам 2020 года у сети «Лента» доля в Петербурге выросла с 13,3 до 13,4%, у «О’Кея» — с 9,94 до 12,2%, у «Дикси» — 6,95 до 7,2%, у «Магнита» — с 5,76 до 6,9%, у — «Семишагофф» с 2,1 до 2,8%, у «Верного» — с 1,3 до 1,7%, у «РеалЪ» —с 1 до 1,2%, у «Пловдива» — с 07, до 1%. Доли сетей Metro, Prisma и «Ашан» снизились на десятые доли процентов.

Без физического роста

Ожидать существенных перемен не стоит и в дальнейшем, полагает генеральный директор информационного агентства INFOLine Иван Федяков. Позиции X5 Retail Group будут сохраняться, несмотря на ограничения, которые накладывает антимонопольное законодательство, уверен эксперт. Он подчеркивает, что закон не запрещает X5 открывать dark store (помещение, где хранят товары и собирают заказы для онлайн-магазинов — ред.), поскольку такие объекты относятся к небольшим складам, а не магазинам. «X5 Retail Group может не открывать новые физические магазины в Петербурге и сосредоточится на запуске dark store, развивать онлайн-торговлю с доставкой и продолжать свой рост. У X5 Retail Group уже хорошо покрыта торговыми объектами территория города, для них не так критично наращивать свое присутствие», — полагает эксперт. Как отмечает Иван Федяков, новые крупные районы массовой жилищной застройки, такие как Кудрово и Мурино, территориально относятся к Ленобласти и на них не распространяется запрет на открытие магазинов.

В пресс-службе X5 Retail Group сообщили РБК Петербург, что превышение доли на рынке розничной торговли в городе подразумевает лишь то, что компания не может в течение года (до публикации Росстатом новых данных об обороте розничной торговли за 2021 год) совершать сделки, которые приводят к увеличению торговой площади в регионе. «Санкт-Петербург является самым высоко конкурентным рынком в России, поэтому мы продолжим фокусироваться на повышении собственной эффективности и увеличении продаж с квадратного метра, росте лояльности наших посетителей, а также на активном развитии онлайн-гипермаркета «Vprok.ru Перекрёсток» и сервисов экспресс-доставок из «Пятёрочки» и «Перекрёстка», — отметили в X5 Retail Group в ответ на запрос РБК Петербург.

«Пока в горизонте 2021-2022 годов мы не видим перспективы снижения доли X5 Retail Group на петербургском рынке. В среднесрочной перспективе такое снижение возможно, но это может быть следствием каких-то фундаментальных изменений на рынке», — резюмирует Иван Федяков.

Рекомендуем ознакомиться
  • 4 Июня 2021, 12:01
    Фуд-холл на базаре
    Владелец Московского рынка вложит в его модернизацию около 200 млн рублей.
  • 1 Июня 2021, 12:20
    Петербургский рынок увидит сиквел «Невской Ратуши»
    ГК «Галс» приступила к реализации второй очереди петербургского бизнес-кластера «Невская Ратуша». Площадь второй очереди административно-делового квартала класса «А+» составит порядка 80 тыс. кв. м.

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris|Part of the CBRE Affiliate Network с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.