Отношения с Западом осложняются… Вот мы и спросили у наших ньюсмейкеров...
– Если говорить о корпоративных делах, то собственно импорт в нашем бизнесе и раньше не составлял существенной доли, в основном мы зарабатываем на российских деньгах. В личном плане я пока не понимаю, чем это все закончится. Заместить все импортное не удастся, поэтому, по всей видимости, будем думать, как этот импорт все-таки получить.
Александр БРЕГА, генеральный директор компании «Мегалит»:
– В бизнесе у нас и так практически нет импортного оборудования, разве что только лифты. А в жизни как это импортозамещение провести? Ездим, например, на иностранных автомобилях – наш автопром пока не догоняет. Насчет еды: я лично спокойно отношусь к импортным продуктам, наши даже вкуснее. Главное, чтобы войны не было.
Роман АЛЕКСЕЕВ, генеральный директор Центра строительного аудита и сопровождения:
– Специфика экспертной деятельности не предусматривает использование импортных материалов или услуг. Что касается частной жизни, то теперь при приобретении каких-либо товаров я пытаюсь обращать больше внимания на отечественные продукты.
Светлана ДЕНИСОВА, начальник отдела продаж компании «БФА-Девелопмент»:
– В частной жизни мы пока не почувствовали, что это необходимо. Любим, конечно, вкусные импортные сыры, но не проняло нас пока. А что касается бизнеса, то жилищное строительство — это не «оборонка» и не добыча газа на шельфах. Мы самодостаточная отрасль…
Надо к этому спокойнее относиться. Как писала Анна Ахматова: «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Это и сегодня правильная позиция.
Олег БАРКОВ, генеральный директор компании Hansa:
– Я всегда старался покупать родное отечественное, если оно удовлетворяло критерию «цена – качество». Продукты питания – почти всегда. Теперь я делаю это с еще большим удовольствием. И вообще считаю, что тот дурдом, который сейчас творится вокруг нашей страны, пойдет нам на пользу. В строительстве почти весь импорт замещен отечественными материалами и конструктивом, за исключением инженерных систем: вентиляции, кондиционирования и пр. Но я абсолютно уверен, что их производство нам доступно. И сыры хорошие мы варить научимся. Главное, вести разумную политику и не пытаться ввести тотальное импортозамещение. Это еще никому не удавалось.
Алексей ШАСКОЛЬСКИЙ, заместитель руководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства:
– На водку вместо виски я перешел давно. Грибы собираю, успешно замещаю трюфели боровичками. Но все это меня не утешает. Конечно, сыры и устрицы – это баловство. Но когда все это нам предоставлял Запад, это ничуть не обедняло нашу жизнь. А для кого-то ведь и ножки Буша были баловством, к сожалению…
Дмитрий ТЕРЕХИН, президент холдинга Richness Realty:
– Я сторонник международного разделения труда: никто лучше нас не добывает нефть, не делает оружие. Мы богаты лесами, землями, у нас самые красивые в мире женщины. Так зачем же нам заново изобретать велосипед или какой-нибудь айфон?
Россию упрекают в том, что она — сырьевой придаток Запада. Я предлагаю рассмотреть вопрос по-другому: Запад – это технологический придаток России! Исключительно из бедности Германия и Япония развивают свои технологии. Ну, не получится у нас сделать автомобили на их уровне – так и не надо! У нас другие богатства и возможности.
Я сейчас на отдыхе в Греции: проблемы существуют на уровне политиков, а в общении между людьми все осталось как было.
Святослав ГАЙКОВИЧ, руководитель АМ «Студия-17»:
– Я решил было заняться импортозамещением и купил смартфон «Мегафон Оптима». А он оказался китайским. С тех пор с этой темой я завязал.
Александр НОВИКОВ, зам. генерального директора ООО «ИНТАРСИЯ»:
– Доля импорта в общем объеме используемых нашей компанией материалов и оборудования не так велика. Строительные материалы в подавляющем большинстве отечественные. Конечно, некоторое беспокойство вызывают разговоры об ограничении поставок из-за рубежа медтехники. Мы ведь не только строим новый корпус Центра сердца, крови и эндокринологии им. В. А. Алмазова, но и полностью оснащаем его высокотехнологичным оборудованием. Аналогов компьютерных томографов (КТ), магнитно-резонансных томографов (МРТ), вентиляционных машин для «чистых зон» в России не производят…
Саша ЛУКИЧ, управляющий партнер и главный архитектор проектного бюро Portner Architects:
– В строительной отрасли все черновые материалы давно производят в России. Когда речь идет о материалах для внутренней и фасадной отделки, ситуация сложнее. У нас их выпускают либо совсем для эконом-сегмента, или в небольших объемах и по завышенным в разы ценам. Освоить технологии производства качественных отделочных материалов не удалось и китайцам за 20 лет. А европейские компании, которые вкладывают большие средства в разработку новинок, не готовы к продаже или трансферу своих know-how.
Георгий РЫКОВ, гендиректор компании «БестЪ. Коммерческая недвижимость»:
– Отношения с Западом не осложняются, а проясняются. Именно в этот момент надо трезво оценить, что мы можем производить сами, а без чего не обойдемся. Доводить до абсурда тему импортозамещения нет смысла. Ну а в частной жизни ничего не изменилось.
Евгений БОГДАНОВ, гендиректор финского проектного бюро Rumpu:
– Заменить импорт отечественными товарами и методиками мгновенно не получится ни у одной компании, ни в какой отрасли. В моей сфере необходимо заранее думать об обучении сотрудников. В других отраслях, например в машиностроении, это может занять десятилетия. В условиях отсутствия альтернативных отечественных технологий необходимо искать варианты сотрудничества с западными компаниями.
Руслан КОСТЮК, глава представительства Rovaniemi в России:
– С учетом введенных санкций участвовать в программе импортозамещения продуктов приходится поневоле. Что-то в рационе заменено на отечественные аналоги (творог, молоко), что-то на импортные – австралийское или американское мясо на уругвайское (кстати, рекомендую). А рыба, например, осталась норвежской, так как часто бываю в Финляндии и имею возможность привозить ее оттуда. К счастью, введенные санкции не коснулись нашего бизнеса (надеюсь, и не коснутся), и мы по-прежнему поставляем качественные финские дома.
Александр РАССУДОВ, управляющий партнер юридической компании Rightmark group:
– Наш бизнес основан на человеческом капитале, в этом плане мы неуязвимы для санкций. Что же касается перспектив тотального замещения импорта (как в быту, так и в бизнесе), такого рода заявления – это ненаучная фантастика. Доля импортных бытовых пылесосов в России составляет более 90%, следствием их быстрого замещения станут веники и швабры. О медицине в этом ключе и думать не хочется… Попытки реализовать программу импортозамещения при нынешнем отношении социума к предпринимательству и при нынешней эффективности труда, на мой взгляд, обречены на провал.