Публикации в прессе

Офисы в стиле индивидуализма

21 Мая 2014, 17:45
Культура менеджмента отражается на планировочных решениях офиса: в Петербурге в трех четвертях случаев компании арендуют офисы с кабинетной нарезкой

Российский стиль менеджмента характеризуется высокой степенью индивидуализма, чему способствует разделение офиса на кабинеты

За последние три года 74% всех сделок по аренде офисов в Петербурге проходили с помещениями с кабинетной нарезкой. Открытая планировка, несмотря на современные тенденции, в объеме сделок составила 17%. Остальные сделки приходятся на долю офисных помещений со смешанным типом планировки.

Объяснить данные результаты можно тем, что кабинетная нарезка пользуется большей популярностью у российских компаний. Это связано с типом менеджмента, который характерен для нашей страны. Россияне придерживаются строгой иерархии в управлении. Изолированность руководства – одна из основных черт как менеджмента, так и планировочных решений офисов.

Помимо этого, большинство офисных зданий высокого класса в Санкт-Петербурге расположены в центре города и представляют собой исторические постройки либо реконструированные здания. Сама конструкция большинства существующих офисных центров не позволяет предлагать большое число помещений с открытой планировкой.

Кроме того, российский стиль менеджмента характеризуется высокой степенью индивидуализма, чему способствует разделение офиса на кабинеты.

Так, американский стиль менеджмента основан на равенстве, сотрудничестве и жесткой конкуренции одновременно. Все сотрудники компании работают вместе, но каждый преследует свои индивидуальные интересы. Общее рабочее пространство делится на отдельные отсеки с высокими непрозрачными перегородками, способствующими росту конкуренции, но не мешающими коммуникации сотрудников.

Японский подход к менеджменту основан на коллективных ценностях. В подобных компаниях интерес группы становится выше интересов индивида. Все сотрудники работают вместе для достижения общих целей. Планировка полностью открыта, при этом руководитель находится в одном помещении с подчиненными.

Скандинавский стиль офисной планировки отражается в стремлении быть со всеми на равных, но в то же время удобство каждого сотрудника очень важно. В офисах преобладают высокие стеклянные перегородки, количество сотрудников в одном кабинете минимально, рабочее место большое, но все отгороженные кабинеты представляют собой единое пространство.

В Санкт-Петербурге офисы преимущественно смешанные или с кабинетной планировкой. Но удобно ли это для работы?

Эксперты компании Maris рассмотрели офисные решения с точки зрения их основных пользователей – сотрудников – и провели небольшое исследование удовлетворенности работников офисной планировкой. Почти 60% тех, кто работает в кабинетах на несколько человек, и половина тех, кто работает в совершенно открытых офисах, сказали, что их беспокоит и более всего раздражает дефицит звуковой изолированности. Дефицит визуальной изолированности играет не меньшую роль в удовлетворенности рабочим пространством.

Продуманная планировка, комфортность рабочего места и микроклимат в помещении – важные для каждого сотрудника характеристики. Грамотно организованное офисное пространство может увеличить производительность труда более чем на 40%.

Офисы будущего

Кабинетная нарезка и open space – это не предел фантазий. На зарубежном рынке появились новые виды планировки офисного пространства.

Прежде всего это «гибкие» офисы (в английском существует несколько вариантов названий подобной офисной организации: activity-based working, hot desking, flex office). Подобный вариант офисного пространства не признает фиксированные рабочие места и позволяет более эффективно использовать площадь помещения. Почти во всех компаниях часть сотрудников постоянно находится вне офиса по причине встреч с клиентами, командировок, болезней, отпусков и прочего. Таким образом, количество мест для сотрудников можно сократить приблизительно на 20%.

«Гибкий» офис обеспечивает большую мобильность для команды, чтобы адаптироваться к требованиям бизнеса: целые рабочие группы могут легко перемещаться по офису и присоединяться к другим командам, а размещение новых сотрудников просто требует набора определенных технологий.

Американский социолог-психолог Франклин Бекер утверждал, что идея подобных офисов и стиля работы пришла из морского флота. На кораблях число коек было гораздо меньше числа моряков. Таким образом, когда вахта у одного моряка заканчивалась, он шел спать на место своего товарища, который заступал на вахту.

Подразделение BBC в Манчестере – яркий пример «гибкого» офиса. Подобную концепцию офисного пространства имеет компания CBRE в Сиднее и Амстердаме. В России подобный вид офисной планировки еще не прижился, но некоторые небольшие компании начинают его внедрять.

Российские компании пока не готовы переходить на «гибкие» офисы – в том числе в силу особенностей менталитета и опасения потерять контроль над сотрудниками. Но в целях оптимизации расходов на аренду руководители начинают все чаще задумываться о преимуществах подобных решений в рамках офисного пространства.

Еще один новый вид планировочных решений – так называемые офисы в стиле Google. Подобные планировки позволяют сотрудникам отдыхать во время работы и работать во время отдыха. Такая синергия позволяет повысить производительность труда на 10-15%.

Компания Google одной из первых применила принцип свободного пространства – сочетания отдыха и работы, расслабленной атмосферы и креативности в крупном офисе с сотнями сотрудников. Данная концепция не только стала визитной карточкой офисов Google по всему миру, но и была перенята другими компаниями. Однако такой стиль планировки и интерьерных решений остается в большинстве случаев привилегией компаний отрасли информационных технологий, потому что такие офисы функционируют 24 часа семь дней в неделю, а работа требует большого напряжения, длительной фокусировки и креативности. Сотрудникам нужны разные типы организации пространства и такие дополнительные помещения, как зоны отдыха, кухня, душевые. Компании, работающие по ненормированному графику с большой нагрузкой, стараются таким образом отвлекать сотрудников от рабочего напряжения.

Перспективы менеджмента

Сейчас в России в целом и в Санкт-Петербурге в частности многие офисные планировки диктуются не столько сферой деятельности компании или ее стилем менеджмента, сколько структурой предложения на рынке бизнес-центров. Однако с каждым годом свобода выбора увеличивается. Это во многом объясняется стилем новых офисных центров, которые строятся как в центре города, так и в более отдаленных районах. Крупные проекты, такие как «Лидер Тауэр», «Невская ратуша», «Технополис», почти полностью состоят из открытых планировок. Анализ строящихся и недавно выведенных на рынок офисных зданий классов А и В показал, что 46% зданий предлагают помещения с открытой планировкой. А девелоперы бизнес-центров стараются начинать арендную кампанию со сдачи крупных блоков с открытой планировкой.

В Петербурге офисы с открытой планировкой только начинают пользоваться спросом. Количество офисных сделок open spaсе к 2013 году увеличилось втрое.

С каждым годом в Россию приходит все больше иностранных компаний, которые внедряют свой стиль менеджмента и приспосабливаются к российским реалиям. Все больше молодых руководителей и топ-менеджеров получают заграничное образование или опыт работы в иностранных компаниях, который они впоследствии переносят в свой бизнес. С новым поколением руководителей стили офисных планировок в России кардинально меняются, абсорбируя все нововведения и современные тенденции.

На сегодняшний день существует несколько стандартных типов планировки:

– закрытый тип офисной планировки. Состоит такое помещение обычно из коридора и отдельных комнат, где работают один­три сотрудника. Офис закрытого типа создает атмосферу спокойствия и уединения. Но в таком случае пространство используется неэффективно, возрастают расходы на его содержание;

– открытый тип офисной планировки представляет собой большое пространство, в котором рабочие места отделены друг от друга при помощи перегородок разной высоты. С одной стороны, похожая офисная планировка имеет плюсы в виде гибкости, прозрачности и экономии пространства, а с другой – минусы в виде плохой звуковой и зрительной изоляции;

– наиболее универсальным вариантом офисной планировки является смешанный тип, который объединяет открытые зоны и отдельные кабинеты.

Елена Прозорова 

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.