Офисы борются за «буквы» и клиента
С классификацией офисной недвижимости в Петербурге всегда была путаница. И вроде бы игроки рынка договорились "о понятиях", и "номенклатуру" расширили, но ясности все равно нет.
Участники рынка продолжают использовать и совершенствовать некую комбинированную классификацию, созданную на основе градаций, принятых на западных рынках, московском рынке, привнося в нее особенности, присущие рынку местному. "Ситуация с классификацией остается странной, - рассуждает Алексей Федоров, заместитель руководителя отдела офисной недвижимости Maris Properties in association with CB Richard Ellis. - Вроде бы есть общеупотребительная терминология, но ее подвергают критике и девелоперы, и консультанты. При этом в маркетинговых целях и те, и другие систематически завышают класс собственных объектов минимум на один уровень".
Пока конкуренция на офисном рынке не столь остра, поэтому требования арендаторов в целом остаются прежними. Вне зависимости от четкости соответствия помещений той или иной классификации, арендатора интересуют локация, транспортная доступность, наличие парковки, современная инженерия, включающая в себя системы вентиляции и кондиционирования. Специалисты отмечают повышение требовательности заказчиков к эффективной планировке помещений, причем арендаторов интересует возможность организовать как open space, так и кабинетную планировку.
"Качество отделки и энергообеспеченность тоже принимаются во внимание, но в меньшей степени. Арендаторы стали более требовательны к содержанию договоров аренды - их интересуют подтверждение правомочности арендодателя, гарантии предоставления помещения",- говорит Алексей Федоров.
Факты
Основные критерии, по которым определяют бизнес-центры класса АМестоположение объекта в престижном районе, видовые помещения, без соседства с промышленными объектами и свалками;
Новое строительство или полная реконструкция здания с заменой основных капитальных конструкций;