На бизнес-форуме в Сочи президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин заявил...
Дмитрий Южик, руководитель проекта «Платинум»:
– Политики в этом решении значительно меньше, чем экономики. Казань — естественный драйвер роста огромной территории; кроме того, это очевидно успешный и пригодный для тиражирования опыт устройства и функционирования механизмов взаимодействия властей и бизнес-среды.
Сравнение экономической активности и потенциала Поволжья и все более депрессивного Северо-Запада, очевидно впадающего в затяжной кризис, заставляет задуматься о причинах. Будь сейчас жив Лев Гумилев, не сомневаюсь, что центром российской пассионарности он вполне обоснованно назвал бы Казань с ее мультинациональным, мультирелигиозным, постоянно растущим и молодым населением.
Кирилл Иванов, генеральный директор ассоциации «Дормост»:
– Я не вижу здесь ни политических, ни геополитических, ни экономических мотивов. Эти дороги уже лет 30 как должны работать в высокоскоростном режиме. Во всем мире это давно норма, а мы преподносим как достижение.
Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank SPb:
– Рациональных объяснений у меня нет. Насколько мне известно, при расстояниях более 600–700 км высокоскоростные железнодорожные перевозки начинают проигрывать конкурентную борьбу авиации. А до Казани — более 800 км. Может быть, впрочем, у нас такая авиация, что это правило тоже работает с большой погрешностью?
Есть, конечно, еще одна версия: чем длиннее колея — тем больше бюджет, который нужно освоить…
Вероника Лежнева, руководитель отдела исследований Colliers International:
– Я удивлена, но думаю, что причины есть и внутриполитические, и экономические. С одной стороны, Казань — не менее важный, чем Петербург, активно развивающийся город к востоку от Москвы. Но если у Петербурга есть какой-никакой «Сапсан», пусть и не очень скоростной по современным меркам, есть, наконец, «Аллегро», что тоже существенно для региональной экономики, то у Казани ничего этого нет. Поэтому решение выглядит разумным.
Кроме того, между Москвой и Петербургом лежит хорошо освоенная, очень недешевая земля, которая всегда кому-то принадлежит на правах собственности. Если вспомнить, в какие суммы обошелся выкуп территорий под скоростную автодорогу между двумя столицами, думаю, этот мотив тоже играет роль для РЖД: скоростная ветка в Казань обойдется дешевле.
Андрей Бочков, генеральный директор «ПулЭкспресс»:
– Возможно, экзистенциальный смысл заключается в том, что Северо-Запад будет развиваться по американской модели (на основе сети автострад), а восточное направление — по британскому образцу с уклоном в индийский опыт (преимущественно на основе железнодорожных связей).
Я бы вообще не стал искать рациональных ответов. Страна, очевидно, возвращается в позднесоветский период. Власть такова, какова она есть, ее решения непостижимы и не должны быть постижимы…
Владимир Швецов,
глава представительства компании «А+С Консалт» в России:
– Решение вполне адекватное, с учетом того, что до Петербурга идет «Сапсан». Казань — третий город в стране, ему нужна связь со столицей. Хотя, разумеется, региональное лобби тоже свою роль сыграло.
Борис Мошенский,
генеральный директор компании Maris | Part of the CBRE Affiliate Network
– Главное, чтобы в нашей стране в принципе начали заниматься транспортными вопросами, в том числе высокоскоростными магистралями. Будет налажено сообщение с Казанью — прекрасно! Будут строиться современные дороги в других регионах — еще лучше. Важно, чтобы это стало неуклонным.
Леонид Захаров, руководитель отдела стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle в Санкт¬Петербурге:
– Если воздержаться от шуток про две извечные российские беды, следует, безусловно, отметить, что любые транспортно-инфраструктурные проекты — это большое благо для страны и инвестиции в будущее. С учетом уже действующих «Сапсанов» и строительства скоростной платной автодороги Москва — Санкт-Петербург развитие инфраструктуры на восточном и южном направлениях выглядит логичным. А планируемый Чемпионат мира по футболу 2018 года — дополнительный фактор, который позволяет верить, что проект реализуют в разумные сроки.
Артур Кукуяшный,
генеральный директор компании «Леверидж»:
– Как житель региона я считаю, что высокоскоростная железная дорога между Петербургом и Москвой принесла бы дополнительные конкурентные преимущества всему Северо-Западу. Проект давно был анонсирован, по нему уже велись работы; вероятно, его перенос в другой регион приведет к потерям компаний, которые уже начали вкладывать средства в развитие будущей инфраструктуры.
Алексей Муравьев,
директор по маркетингу проекта «Новоселье: Городские кварталы»:
– Очевидно, что в решении есть не только экономические мотивы. Но этот проект хотя бы более дальновидный, чем многие другие. Например, пройдет сочинская Олимпиада, и многие спортивные объекты могут оказаться невостребованными, а современная железнодорожная ветка пригодится.
Владимир Гаврильчук,
генеральный директор корпорации «Адвекс. Недвижимость»:
– В этом решении превалируют политические мотивы. Это дань уважения быстроразвивающемуся и мощному региону (в недавнем прошлом — с претензиями на самостийность). Почему нет? Казань — тоже столица крупного региона. Лично у меня нет изжоги по этому поводу. Между Петербургом и Москвой много авиарейсов, есть «Сапсан», то есть сообщение более-менее налажено. К тому же высокоскоростная дорога строится.
Возможно, экономика в этой инициативе не на первом месте, но государство должно постепенно формировать и другие центры влияния на территории страны. И наверное, это правильно.
Игорь Тупальский,
президент ГК «Размах»:
– Почему Казань? Почему не в Нижний Новгород? Я, конечно, не знаю точно, каков пассажиропоток между Москвой и Казанью. Зато знаю, что билеты на «Сапсан» из Петербурга не достать. Это при бесконечном вливании бюджетных средств в РЖД.
Ирина Анисимова,
руководитель проекта «Невская Ратуша» компании «ВТБ¬Девелопмент»:
– Думаю, руководствовались в большей степени политическими мотивами. И в целом вектор в политике нашей страны меняется в сторону Азии. Это заметно не только в отношении Казани.
Как жителю Петербурга мне, конечно, хочется, чтобы сначала наладили сообщение между столицами, а потом уж с Казанью. Я ратую за то, чтобы все города-миллионники в России были соединены высокоскоростной магистралью. Это пойдет на пользу экономике и создаст благоприятные условия для населения.
Редакция «НП»:
– Нам кажется более важным понять, ПОЧЕМУ принимается то или иное решение. Какие мотивы вдруг всплыли и были приняты во внимание? Что за резоны вынуждают остановить уже начатую работу, списать затраты и приняться за новый проект? Каких-то глобальных событий вроде не случалось, значит, на каком-то этапе произошла ошибка? Кто ее допустил и как за это ответил?
Дмитрий Синочкин, Наталья Андропова, Юлия Михеева, Роман Денисов, Халмурат Касимов