Публикации в прессе

Мозговой штурм кризиса

2 Марта 2009, 12:31
Брокеры и консультанты, обслуживающие рынок коммерческой недвижимости, оказались весьма уязвимы перед экономическими катаклизмами.

Еще осенью большинство компаний, работающих в этом секторе, ощутимо сократили штаты и заморозили зарплаты. Кризис заставил их не только гибко подходить к цене оказываемых услуг, но и генерировать новые идеи.

У клиентов совсем другие проблемы, чем год или даже полгода назад. Их волнует не как потратить свободные миллионы долларов, а как сэкономить на издержках и минимизировать потери доходов. Поэтому относительное благополучие сегодня гарантировано только тем консультантам, которые готовы оказать собственнику недвижимости первую помощь и провести экспресс-диагностику его бизнеса либо предложить нестандартный ход выжившим девелоперам, все еще готовым вкладывать деньги в строительство новых офисов, складов и торговых площадей.

Скромнее надо быть 
Практически все опрошенные «НП» игроки местного рынка уже завершили «оптимизацию» штатов и искренне надеются, что идти на дальнейшие сокращения не придется. В среднем персонал секвестирован на 20-25%. (Мы рассчитываем на искренность топ-менеджеров, согласившихся ответить на наши вопросы. — «НП».)

В меньшей степени пострадали относительно небольшие фирмы, а также компании, которые занимались консалтингом и брокериджем в связке с услугами по управлению и эксплуатации. Например, в Becar Realty Group расстались примерно с 15% сотрудников, в компаниях АРИН и LCMC — с 10%, единичные сокращения происходили в Maris Properties/CBRE, в «АйБи ГРУПП» увольнений не было.

Тяжелее пришлось фирмам, которые стремительно развивались в последнее время, играя на опережение и отчасти набирая специалистов «про запас». К примеру, по оценке экспертов компании «Анкор Недвижимость и Строительство», количество консультантов за последние два-три года увеличилось на петербургском рынке в полтора-два раза.

«Не буду скрывать, что нам пришлось сократить около 40% сотрудников, — говорит генеральный директор компании «Knight Frank Санкт-Петербург» Олег Барков. — Это связано с тем, что мы стремились обеспечить максимально полную линейку услуг и хорошую инфраструктуру бизнеса. На некоторые направления брали людей авансом».

В Praktis CB до конца 2008-го урезали штат примерно на 50%, но в начале года в отделе стрит-ритейла появилось восемь новых брокеров (взамен десяти уволенных). Жертвами кризиса в основном стал обслуживающий персонал, среди специалистов в первую очередь пострадали аналитики, маркетологи и консультанты.

Практически все опрошенные «НП» руководители переживают из-за расставания с профессионалами, но «не для печати» сообщают, что наконец-то удалось избавиться и от балласта.

В основном компании не идут на снижение зарплат, зафиксировав прошлогодние рублевые заработки сотрудников. «Мы сделали это потому, что предсказать развитие ситуации очень трудно. Дальше будем следовать за рынком и готовы быть гибкими», — комментирует генеральный директор Colliers International St. Petersburg Борис Юшенков.

Некоторые фирмы снизили фиксированную часть зарплаты (причем, как правило, топ-менеджеры пошли на бОльшие жертвы, чем рядовой персонал). При этом комиссионные не урезают. «Система мотивации у нас отлажена так, что эффективные сотрудники за счет бонусов и агентского вознаграждения сейчас могут заработать даже больше, чем до кризиса», — поясняет Олег Барков.

Экспресс-креатив 
Живее всего дела сегодня обстоят у брокеров. Причем если прежде их нанимали в основном арендаторы, озабоченные поиском подходящего помещения, то теперь в роли заказчиков главным образом выступают собственники, которые пытаются бороться с оттоком клиентов.

«В нынешней ситуации мы не готовы уступать по комиссионным, которые традиционно составляют месячную арендную плату за объект или в среднем 4% от суммы сделки купли-продажи. Напротив, в наиболее тяжелых случаях владельцы готовы платить брокерам и больше», — делится опытом Людмила Рева, директор департамента брокерских услуг компании ASTERA St.Petersburg. Коллеги с ней в целом солидарны.

В ASTERA St.Petersburg и в Becar Realty Group отмечают, что стали предоставлять клиентам новую платную услугу — представление их интересов в ходе переговоров о пересмотре условий аренды (она весьма востребована как собственниками, так и арендаторами).

Заметнее всего провал по консалтингу. В большинстве фирм число заказов от потенциальных инвесторов и девелоперов на разработку концепции объекта, анализ наилучшего использования участка и т.п. сократилось в разы, что не удивительно.

На общем фоне неплохо обстоят дела у крупных брэндовых компаний (к примеру, у Colliers International и Knight Frank), для которых это направление было одним из приоритетных. Так, Colliers International в феврале выиграла тендер на разработку концепции развития четырех участков одного из промышленных концернов города. ASTERA St.Petersburg в кризис заключила контракт с «Балтийской жемчужиной» на концепцию МФК (около 200000 кв.м), который войдет в состав этого жилого квартала.

Особенно ценится в нынешних условиях госконтракт.

Ценообразование в сфере консалтинга характеризуется сегодня «гибкостью» и «индивидуальным подходом». Практически все компании говорят о скидках в пределах 10-20%, некоторые — и о более существенных дисконтах.

«Мы одними из первых официально объявили, что готовы идти на серьезные уступки — по некоторым позициям вплоть до 50% от докризисного уровня. Сейчас хорошее время для клиентов, чтобы заказывать серьезные исследования», — считает генеральный директор петербургского филиала компании GVA Sawyer Николай Вечер.

При этом консалтинг в чистом виде, по его наблюдению, мало востребован. Клиентов больше интересуют прикладные задачи, поэтому «копать надо глубже». Например, не просто подобрать участок и проанализировать варианты его использования, но и изучить возможность подключения к инженерным сетям.

Популярен относительно недорогой экспресс-консалтинг. Выполненный в течение недели-двух краткий отчет будет содержать основные выкладки, позволяющие клиенту принять решение о судьбе потенциального или реализуемого проекта.

Появляются и специфические продукты. Например, Becar Realty Group предлагает услугу «20х20х20». За 20 дней компания берется проанализировать, как организована эксплуатация конкретного объекта, и продемонстрировать собственнику, на чем можно сэкономить не менее 20% в рублях. «Если мы не справимся с этой задачей, отработаем бесплатно. Если издержки можно снизить, претендуем на 20% от экономии», — рассказывает президент Becar Realty Group Александр Шарапов.

Очень востребованы услуги по оценке. Практически все опрошенные фирмы сейчас усиливают это направление.

Нельзя сказать, что игроки рынка настроены пессимистично. «Сейчас у большинства компаний горизонт планирования — один квартал, — говорит Людмила Рева. — И если в первом квартале 2009-го основная задача — удержаться на рынке и стабильно работать, то уже со второго мы нацелены на увеличение оборотов».

«Мы хотим заработать на кризисе», — без излишней скромности заявляет Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC. Александр Шарапов намерен вскоре завершить сделку по приобретению нескольких провинциальных компаний, специализирующихся на эксплуатации и клининге: «Это позволит нам стать мощной сетевой структурой в секторе рынка, где конкуренция пока невелика».

«Многие из нас прекрасно помнят, как выбирались из кризиса 1998-го. Сейчас мы делаем примерно то же, воскрешая прежние рецепты выживания. Главный из них — больше работать», — констатирует генеральный директор Maris Properties/CBRE Борис Мошенский.

Анастасия Ясинская

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.