Публикации в прессе

H&M освободит в Петербурге 32 тыс. кв. м. Кем и когда его заменят?

18 Июля 2022, 12:30
Около 32 тыс. кв. м. торговых площадей в Петербурге освободятся из-за закрытия магазинов H&M Group.

В городе у нее было 23 магазина, большая часть их них — в торговых центрах, где они выступали якорными арендаторами и занимали лучшие места. Сегодня шведский холдинг заявил об окончательном уходе с российского рынка. Заменить H&M другими — индийскими, китайскими или турецкими брендами — в краткосрочной и среднесрочной перспективе едва ли возможно, считают консультанты по недвижимости. Юристы же прогнозируют иски к уходящему ретейлеру от владельцев торговых центров — большинство договоров аренды не предусматривают расторжения в одностороннем порядке без штрафов.

12 лет развития в Петербурге

Первый в Петербурге магазин шведской сети H&M открылся в ноябре 2009 года в торговом центре «Мега-Дыбенко». В 2015 году в городе появился бренд Monki, входящий в H&M Group. Бренды COS, & Other Stories вышли на петербургский рынок только в 2021 году. В начале марта 2022 года компания приостановила в России продажи в розничных точках и на сайте. В понедельник, 18 июля H&M Group заявили об окончательном уходе из РФ.

По данным Nikoliers, у шведского холдинга было 23 магазина в Петербурге (включая бренды H&M, H&M Home, Monki, COS, &Other Stories), в совокупности они занимают около 32 000 кв. м.

«Магазины группы H&M в основной своей массе занимали высоколиквидные площади в качественных торговых центрах, преимущественного регионального и суперегионального масштаба», — отмечает директор департамента исследований рынка компании Maris Алена Волобуева. В стрит-ретейле у них тоже были торговые точки: три бренда COS, & Other Stories и H&M Homе арендовали суммарно около 2500 кв. м. на Большом проспекте, 59 П.С, уточнили в Knight Frank St Petersburg.

«В рамках процесса ликвидации планируется временно открыть физические магазины на ограниченный период времени для продажи оставшихся товаров в России», — сказано в сообщении на сайте компании. РБК Петербург опросил несколько торговых центров, где представлены магазины H&M — ни в одном из них не смогли назвать сроки начала финальной распродажи. Вице-президент Союза торговых центров России, Белоруссии и Казахстана Павел Люлин прогнозирует, что распродажа начнется в течение двух недель.

Замена брендами из «дружественных стран»

В прогнозах о том, как быстро заполнятся опустевшие торговые площади, эксперты разошлись. «В текущих динамично изменяющихся экономических и, особенно, политических реалиях рынка сложно спрогнозировать сроки экспозиции торговых площадей, ранее занимаемых магазинами группы H&M. Петербургский рынок, несомненно, интересен для торговых операторов Турции, Китая, Индии, Ирана, ОАЭ и других «дружественных» стран. Предположить, какой период времени уйдет на достижение реальных договоренностей, отладку логистики поставок, пока затруднительно. Если раньше выход нового оператора на рынок занимал в среднем временной интервал от года до полутора лет, то в текущей ситуации — маловероятно, что данный период удастся существенно сократить», — считает Алена Волобуева. По ее прогнозам, с учетом того, что магазины группы H&M занимали высоколиквидные площади в ТЦ, на существенное снижение запрашиваемых ставок аренды потенциальным интересантам не следует рассчитывать.

По оценкам «Ай Би Рисеч» (входит в «АйБи Групп»), средний уровень ставок в Петербурге для крупных объектов на конец второго квартала 2022 года составляет до 2 500–3 000 руб./кв.м в мес. для торговой галереи. Для якорных арендаторов ставки удерживаются, в среднем, на уровне 600–700 руб./кв.м в мес.
«Заменить H&M другими — индийскими, китайскими или турецкими брендами — в краткосрочной и среднесрочной перспективе будет практически невозможно. Точечно какие-то арендаторы всё же найдутся, плюс сейчас ведутся переговоры с сетевыми азиатскими магазинами, но занять сразу все помещения ни один оператор не сможет — для этого нужны колоссальные инвестиции. Есть учесть еще и проблемы с логистикой и валютном рынком, разрушение цепочек поставок и т.д., то, думаю, это перспективы 5-7 лет», — уверен старший консультант Rusland SP Retail Денис Неробеев.

Судебные перспективы

Руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg Анна Лапченко отмечает, что иностранные бренды в основном имеют долгосрочные договоры аренды с жесткими условиями расторжения. По данным на конец июня 2022 года, ретейлеры, приостановившие работу, сохраняли за собой торговые помещения в Петербурге и продолжали оплачивать аренду.

Так, генеральный директор ТРК «Галерея» Дмитрий Зубков заявлял РБК Петербург, что договоры с крупными арендаторами в этом торговом центре заключены на 5 лет и не предусматривают досрочного расторжения.

«По закону арендатор вправе обратиться в суд с требованием о расторжении договора лишь в отдельных случаях, связанных с нарушениями со стороны арендодателя или непригодностью предмета аренды для использования, — поясняет Андрей Есманский, юрист АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». — В отсутствие оснований для одностороннего расторжения и при отказе арендодателя от расторжения договора по обоюдному согласию арендатор будет связан договором аренды до конца его срока. Это означает, что арендатор обязан будет вносить арендную плату, а в случае нарушения договора — выплачивать предусмотренные им штрафы».

Как отмечает юрист, при закрытии российского бизнеса арендатора последний может остаться без источника средств для внесения платы и обанкротиться. «Поэтому в некоторых случаях арендодателю может быть выгоднее «выпустить» арендатора из договора при условии выплаты приемлемой компенсации за расторжение, чем настаивать на сохранении договора при неясных перспективах взыскания арендной платы», — полагает Андрей Есманский.

Первые судебные иски от собственников торговых центров уже поступили в суды. Так, в марте оператор московского парка развлечений «Остров мечты» потребовал признать недействительным решение о временном закрытии магазина H&M. Суд первой инстанции удовлетворил иск частично — признал прекращенным предварительный договор аренды между ООО «Эйч энд Эм» и ООО «Парк Развлечений» и обязал взыскать с компании 537,9 млн. руб. «неосновательного обогащения» и судебные расходы в размере 195,5 млн. руб. Как следует из картотеки арбитражного суда, российская «дочка» H&M пытается оспорить это решение и подала апелляцию.

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.