Горожане нашли место между домом и работой
Наиболее распространенные из них - коворкинг-цен-тры и тайм-кафе. В первом случае это рабочие помещения с домашней атмосферой, где люди могут по сути арендовать компьютер, Интернет и оргтехнику на час, день или даже месяц. Во втором - общепит, где посетители платят только за время. К примеру, два рубля в минуту в первый час, один - во второй. Взамен они получают бесплатный Интернет, нехитрое меню из закусок и напитки, а также, как вариант, настольные игры.
- Тайм-кафе - это российское изобретение, в других странах такого формата еще не существует, - рассказали в Maris. - Считается, что они появились раньше коворкин-гов, что и спровоцировало развитие последних.
И тех и других в Санкт-Петербурге существует уже по пятнадцать. Меньше по численности, но масштабнее в своих устремлениях - креативные пространства вроде «Ткачей», «Этажей» и «Эрар-ты». Вместе здесь собирают выставки, офисы, магазины и мастерские.
На этом, впрочем, список не заканчивается. Пополняет его экзотика. В Северной столице есть пара фаблабов - мастерских со станками для креативных инженеров, хакспейсы -вроде клубов по интересам, которые контрастируют с группами «ВКон-такте», и пространства для дизайнеров.
Бизнес, впрочем, вкладывается в другие «третьи места». Это аутлеты, предлагающие товары известных брендов с большими скидками - до 70%, креативные площадки под открытым небом вроде «Новой Голландии», музейные и научно-образовательные центры («Лаби-ринтум», «Умникум», Дворец науки и техники), а также магазины с дополнениями в виде баров, кафе, выставочных залов.
***
ЭКСПЕРТ
Будущее покажет Тяжело судить о долговечности новых форматов. Конечно, большинство тайм-кафе, коворкингов и прочих базируются на энтузиазме отдельных людей и окупаются с трудом, если вообще окупаются. Однако появляются и более сильные проекты, с хорошим маркетингом, организацией платных мероприятий для дополнительного дохода (мастер-классы, лекции, тренинги и так далее).
Наиболее перспективны аутлеты и музейные комплексы. Аутлеты имеют уже долгую историю и популярны у наших туристов за рубежом. Музейные и научные центры всегда популярны у детей и родителей.
ЕЛЕНА ПРОЗОРОВА, аналитик компании Maris Part of the CBRE Affiliate Network
***
ЦИФРА
5000 рублей в месяц стоит место в коворкинг-центре. Посиделки в тайм-кафе обычно обходятся в 500-600 рублей
Автор: Святослав Тарасенко, money@metronews.ru