Публикации в прессе

Экономика Петербурга: Конкуренция класса люкс

17 Июня 2011, 12:40
Новые большие отели обычно открываются перед началом высокого сезона, замечает руководитель группы исследований рынка «Knight Frank Санкт-Петербург» Олег Громков.

О планах открытия отелей в Петербурге в этом году заявляли Four Seasons, Starwood, Fairmont Raffles и Domina. По данным «Knight Frank Санкт-Петербург», вместе с уже существующим игроком - Intercontinental они намеревались открыть в городе шесть новых гостиниц на 1040 номеров, четыре из которых должны быть представлены в категории «5 звезд». До сезона белых ночей успели открыться Crowne Plaza у Московского вокзала и W (Starwood). Открытие Swissotel, Four Seasons и Domina Prestige запланировано на конец года, сообщили «Ведомостям» в этих компаниях, не уточнив деталей.

Гостиничный комплекс Петербурга, по данным Colliers International на начало апреля, насчитывал 120 объектов на 17 500 номеров без мини-отелей, ведомственных гостиниц и общежитий, а также гостиниц в пригородных зонах. С учетом пансионатов и санаториев количество объектов размещения составляет 32 501 номер, сообщили в комитете по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП). По данным комитета, среднеевропейский уровень развития отелей - семь номеров на 1000 жителей. В Петербурге этот показатель составляет 6,3 номера, в Праге он находится на уровне 12,5, в Берлине - 14,5, в Париже - 18, в Вене - 26, а в Амстердаме - 35,4, говорят в КИСП. Для достижения европейских показателей городу не хватает 3000-4000 номеров, этого уровня город сможет достичь через три-четыре года, подсчитала Наталья Киреева, старший аналитик Maris | Part of the CBRE Affiliate Network.

Выход новых операторов высшего сегмента будет способствовать росту цен, такие компании, как Four Seasons, сразу выходят с ценой на 40-45% выше, чем в среднем по рынку в своем сегменте, отмечает старший вице-президент Jones Lang LaSalle Hotels в России и СНГ Марина Смирнова. Согласно сайту W Hotel, цена одноместного номера в середине июня - от 41 300 до 76 700 руб. В «Астории» в это время можно остановиться за 21 358 руб. В среднем при открытии новой гостиницы отток у отелей такого же уровня составляет 15-20%, замечает Смирнова.

Выход новых компаний положительно отразится на рынке - каждый новый игрок всегда привносит свои контакты, наработки, клиентов, уверена управляющая «Гранд отель Европа» Юлия Пашковская. По ее словам, отель не намерен снижать цены, но готов к постоянному улучшению качества гостиничного и ресторанного сервиса. Рынок станет более конкурентным, отельеры будут вынуждены снижать цены на проживание, считает руководитель департамента региональных продаж Azimut Hotels Company Валерия Райц. По ее словам, «Азимут» намерен привлекать клиентов гибкой ценовой политикой, спецпредложениями и программой лояльности. Выход операторов среднего сегмента на фоне не очень стабильного спроса, скорее всего, приведет к стабилизации или снижению цены, отмечает Смирнова. Гендиректор «Октябрьской» Владимир Иванов сомневается в том, что цены снизятся, так как у будущих конкурентов тарифы будут сопоставимыми или выше средних по рынку. По словам Смирновой, три-четыре новых объекта рынок поглощает довольно быстро, за два-три года, тогда как увеличение фонда на 5000 номеров за год приводит к стагнации.

Гостиничный ры­нок Петербурга только недавно начал восстанавливаться после кризиса. В прошлом году он вырос по загрузке, но по цене оставался на прошлогоднем уровне, даже с небольшой отрицательной динамикой, говорит Смирнова, По ее словам, до 2008 г. цены на гостиницы росли на 20-25% в год. Конкуренции тогда не было, достаточно было повесить вывеску «Отель» и гости заполняли его, вспоминает Райц. Индивидуальные туристы частично заменялись корпоративными клиентами, которые готовы были платить дороже, отмечает Смирнова. Во время кризиса, по данным Colliers, тарифы снизились более чем на 30%. Средняя цена в 2007 г., достигавшая $230, упала до $130 в 2009 г., говорит Смирнова.

В 2010 г. цены снизились на 15% по сравнению с 2009 г., с начала этого года они выросли на 3-5%, поделилась Райц. По ее словам, в прошлом году загрузка в отелях практически восстановилась, в «Азимут отель Санкт-Петербург» показатель увеличился на 18% по сравнению с предыдущим годом, от докризисного года он отстает на 1,5%. Гостиница «Октябрьская» смогла удержать цены в 2009 г., но потом уже была вынуждена снизить их на 10-20%, рассказал Иванов.

По его словам, в прошлом году загрузка составила 60%, что меньше предыдущего года на 7 п. п., до кризиса отель заполнялся на 70%, делится он. В «Коринтия Санкт-Петербург» загрузка в 2010 г. была около 40%, скидки для групп доходили до 20-25%, говорит Наталия Белик, директор по связям с общественностью отеля. В этом году «Коринтия» намерена повысить цены в среднем на 5%. В 2010 г. средняя загрузка в «Ренессанс Санкт-Петербург Балтик отель» составила 65%, в «Кортъярд Марриотт Санкт-Петербург Васильевский» - 60%, за пять месяцев этого года их средняя загрузка превысила 51%, сообщила их менеджер по PR Александра Семенова. В «Гранд отель Европа» средняя загрузка в 2010 г. увеличилась на 5,39 п. п., во время кризиса она упала на 28%, ежегодно цены увеличиваются на 7-10%, сообщили в пресс-службе отеля. По данным Colliers, по итогам I квартала заполняемость гостиниц Петербурга - около 43%, что на 6% больше показателя того же периода прошлого года. В 2011 г. показатель может достичь около 63%, в высокий сезон - 85-90%, говорится в исследовании компании.

По словам Громкова, конкуренция среди местных игроков настолько высока, что без сильного международного гостиничного оператора гостинице сложно найти свое место на рынке. Международные операторы практически ничем не рискуют - все инвестиции ложатся на плечи инвестора, сетует девелопер, строящий гостиницу под управлением западной компании. Отель на 140-150 номеров с инвестициями в $50-60 млн окупается через 14 лет, хотя официально оператор гарантирует, что срок будет в два раза короче, отмечает он. В среднем операторы берут около 2% от оборота гостиницы и 10-14% с прибыли, знает он. Операторы получают от 2 до 5% от прибыли и 2-4% от оборота, кроме того, на его счетах размещаются средства резервационного фонда, которые потом могут пойти на ремонт и развитие отеля, говорит один из консультантов по недвижимости. Громков оценивает окупаемость гостиничных девелоперских проектов в 9-11 лет. По его словам, другие сегменты недвижимости дают более высокую доходность и при этом значительно проще в реализации.

Hilton по-прежнему заинтересована в Петербурге и в настоящее время рассматривает несколько проектов по строительству отелей, сообщил директор по развитию оператора в России и СНГ Владимир Ильичев. По его словам, площадок для строительства гостиниц в центре города немного, а реконструкция существующих зданий достаточно сложна, имеет значительные обременения и ограничения, связанные с сохранением исторической среды города, поэтому на согласование проекта уходит несколько лет. Иногда проекты, находящиеся в разработке, откладываются или замораживаются, так как выявленные обременения делают проекты финансово состоятельными, замечает он.


Надолго не задерживаются

Соотношение российских и иностранных туристов в течение последних пяти лет существенно не меняется: объем внутреннего спроса по прежнему превышает объемы иностранного туризма, говорится в исследовании Maris | Part of the CBRE Affiliate Network. Около 55% въездного потока приходится на российских туристов и 45% - на иностранных. По данным Российского союза туриндустрии, средняя продолжительность пребывания туриста в Петербурге составляет 3-5 дней для 58% приезжающих, 24% задерживаются на один-два дня, 12% - на неделю и 6% проводят в городе полмесяца. В 2010 г. Петербург посетило более 5 млн туристов.

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.