Экономию на эксплуатации закладывают в проект
Эксперты считают, что говорить о сложившемся рынке этих услуг пока преждевременно, но в перспективе они будут востребованы, так как позволяют получить реальную экономию на этапе эксплуатации здания.
Задача FM-консалтинга – провести оптимизацию затрат на эксплуатацию будущего объекта недвижимости еще на этапе проектирования. Таким образом, можно более эффективно использовать площади объекта и к тому же сократить затраты на эксплуатацию и, в частности, электроэнергию.
«Отдельные услуги, которые входят в FM-консалтинг, были востребованы всегда. Компаний, которые занимаются консалтингом на этапе проектирования, довольно много, в том числе они затрагивают и вопросы FM-консалтинга. Поэтому сказать, что FM-консалтинг появился недавно, неправильно. Однако только в последнее время в связи с потребностями девелоперов эта услуга сформировалась именно как FM-консалтинг», – поясняет Сергей Однолетков, руководитель департамента развития VMB Trust.
– говорит Евгения Скачкова, директор департамента управления и эксплуатации недвижимости компании Maris | Part of the CBRE Affiliate Network.
В чем соль
Усложнение объектов с точки зрения инженерной начинки, как правило, влечет за собой увеличение себестоимости строительства. Еще большие вложения требуются при попытке доработать уже функционирующий объект.
FM-консалтинг на этапе проектирования, по словам Сергея Однолеткова, позволяет девелоперу избежать ошибок, которые проявляются на завершающей стадии строительства и в процессе эксплуатации.
«Предотвращение ошибок позволяет сократить сроки строительства, что, безусловно, экономически выгодно. Кроме того, если прорабатывать концепцию эксплуатации здания еще во время проектирования, а не спустя год после строительства, то затраты на эксплуатацию, включая затраты на энергоносители и персонал, можно оптимизировать. Год от года растет разнообразие инженерных и электронных систем для оснащения объектов недвижимости, при этом каждая система обладает своими недостатками и преимуществами. Без специалиста нельзя ответить, какую инженерную начинку лучше выбрать в том или ином случае. Цена ошибки в этой ситуации высока и измеряется тысячами долларов. К сожалению, на этапе проектирования и строительства об эксплуатации объекта девелопер задумывается нечасто», – рассказывает господин Однолетков.
При разработке проекта конгрессно-выставочного центра ЗАО «Экспофорум» пользовалось услугами различных консультантов. «Проект состоит из разных функциональных элементов, и по каждому из них мы привлекали отечественных и зарубежных экспертов. Их задачей было не столько сэкономить, сколько оптимизировать технологические процессы, сделать конгрессно-выставочный центр удобным с точки зрения будущей эксплуатации. Если ширина погрузо-разгрузочной зоны недостаточна для разворота крупногабаритной техники, то это не вопрос дополнительных затрат, а вопрос будущего успеха выставочного центра», – рассуждает Ольга Шестакова, директор по маркетингу ЗАО «Экспофорум».
По оценкам экспертов, стоимость услуги зависит от объема выполняемых работ, но в результате экономический эффект оправдает все сделанные вложения.
«Стоимость FM-консалтинга как комплексной услуги составляет 1-2% от стоимости проектных работ, но общей конкретной цифры не существует, так как она зависит от того, на какой стадии подключается к проекту консалтер, а также от поставленных перед ним девелопером-заказчиком задач», – говорит Сергей Однолетков.
«В процентном соотношении это настолько минимальные затраты, что их невозможно сравнивать со стоимостью работ, например, проектировщиков», – соглашается с коллегой госпожа Скачкова.
FM-консалтинг в перспективе
Отечественный рынок консалтинга выходит из кризиса и планомерно развивается. Растет спрос и количество предоставляемых услуг.
«На Западе FM-консалтинг пользуется большей популярностью, чем у нас. Массового характера эта услуга не носит. Зачастую девелопер строит объект на продажу и не считает его последующую эксплуатацию своей головной болью. Эта точка зрения особенно распространена у российских девелоперов. Услуга FM-консалтинга становится все более актуальной, и спрос на нее только зарождается. Конечно, она получит свое развитие в России, в первую очередь в сфере коммерческой недвижимости, но о ее массовом применении пока говорить рано», – считает Сергей Однолетков.
«Хотелось бы думать, что со временем эта услуга будет востребована больше, как инструмент, позволяющий получить конкурентное преимущество», – надеется Евгения Скачкова.
По прогнозам экспертов, спрос на услугу FM-консалтинга на этапе проектирования будет особенно заметен со стороны компаний, которые не являются профессиональными девелоперами или управляющими, а также со стороны компаний, которые строят объекты для себя и планируют самостоятельно их эксплуатировать. Также со временем спрос возрастет и из-за постоянно растущих энерготарифов.
Мнение:
Ольга Шестакова, директор по маркетингу ЗАО «Экспофорум»:
– Предпосылок для увеличения спроса, на мой взгляд, нет. Для успеха проекта гораздо важнее «попасть в яблочко» с предлагаемым продуктом, чем заработать на ожидаемом снижении эксплуатационных расходов. Порядок экономической выгоды совершенной иной. С другой стороны, всегда будет актуален вопрос снижения эксплуатационных расходов уже простроенных объектов. Здесь всегда будет иметься фронт работ для специалистов по FM-консалтингу.