Публикации в прессе

Дискаунтер у дома

8 Июня 2009, 11:30
Кризис вынудил большинство россиян вспомнить об экономии. Постепенно уходят в прошлое дорогие рестораны и магазины премиум-класса, популярность же предприятий низкого ценового сегмента все больше растет.

 По мнению экспертов, успешнее всего будут развиваться "магазины у дома" и продовольственные супермаркеты, работающие в формате дискаунтеров. В Петербурге количество таких магазинов может увеличиться на 25-30% и составить 850 объектов, говорится в исследовании ИА "INFOLine". При этом супер- и гипермаркеты будут стагнировать и закрываться, а на освободившихся площадях открываться новые торговые объекты, работающие в сегменте повседневного массового спроса ценовой категории "средний минус". Снижение потребительской активности увеличит и востребованность у населения таких форматов как сток- и дисконт-центры, а также аутлетов - монобрендовых бутиков, где продаются товары со значительной скидкой. "Сегодня наибольшую долю среди торговых объектов занимает формат торгово-развлекательных центров (37%) и гипермаркетов (29%) и можно утверждать, что рынок уже насыщен такими форматами и проектами, - считает консультант департамента консалтинга и оценки компании Maris Properties in Association with CB Richard Ellis Наталья Киреева. - В тоже время outlet-центры в Петербурге пока совсем не представлены". "Формат outlet нов для России, но все девелоперы и консультанты в голос кричат о предстоящем буме на российском рынке, - соглашается директор по развитию компании "Уткина заводь девелопмент" Денис Гладыш. - Только за последний год несколько компаний заявили о своих планах на открытие аутлетов в ближайшее время. Компании GVA Sawyer и Fashion House планируют построить торговый центр формата outlet рядом с аэропортом Шереметьево и уже подыскивают место под Петербургом. Агрофирма "Белая дача" в этом году анонсировала аутлет в подмосковных Котельниках. Относительно Петербургского рынка раньше всех outlet был заявлен в рамках многофункционального девелоперского проекта в Уткиной заводи".

Экспансия дискаунтеров

На сегодняшний день аналитики отмечают дефицит дешевых магазинов в нашем городе. "Несмотря на то, что развитие формата "дискаунтер" началось в Петербурге еще в конце 90-х годов, когда появились сети "Пятерочка" и "Дикси", подобных магазинов по-прежнему не хватает", - считают эксперты "INFOLine". Однако в ближайшее время ситуация может кардинально измениться, так как, несмотря на кризис, продовольственные ритейлеры продолжают активно увеличивать свое присутствие. Так, темпы роста продовольственных сетей формата "магазины у дома", занимающие промежуточные позиции между супермаркетом и дискаунтером, в течение всего прошлого года и в первом полугодии 2009 года были очень высокими. За этот период "Полушка" увеличила количество своих круглосуточных универсамов на двадцать магазинов, более пятнадцати торговых точек открыла "7Я СемьЯ". Пятьдесят новых магазинов в планах продуктовой сети "Копейка" на текущий год. О появлении не менее двадцати дополнительных торговых помещений "Пятерочка" в Петербурге объявил и холдинг "X5 Retail Group". 
Высвобождение площадей и снижение арендных ставок до 50%, вызванные кризисом, открывают перспективы и перед частными предпринимателями, сеть которых включает небольшое количество торговых точек. По словам генерального директора АН "Адвекс - Московский" Максима Чернова, продолжают активно развиваться магазины шаговой доступности, для размещения которых используются помещения первых этажей жилых домов. "Небольшие магазины такого формата сегодня особенно востребованы", - уверен Максим Чернов. 
Аналогичного мнения придерживается и заместитель директора департамента торговой недвижимости Colliers International (Санкт-Петербург) Роман Евстратов. По его словам, создание магазина шаговой доступности решает проблему быстрого и удобного доступа к товарам повседневного спроса. "Как правило, в "спальниках" крупные продуктовые форматы располагаются в местах с высоким трафиком - на пересечении транспортных магистралей - и находятся вне пешеходной доступности по отношению к местам проживания людей, - считает Евстратов. - Магазинов же, находящихся возле жилых домов, в таких районах недостаточно. Причем чем ближе к границе застройки, тем более острой становится эта проблема. Кроме того, потребность в магазинах, где можно быстро купить продукты "первой необходимости", остается острой и в центральных районах города". Кроме того, по словам директора ООО "Олимп 2000" Людмилы Прямицыной, "в последнее время на петербургский рынок стали также выходить небольшие московские торговые сети, которые заинтересованы в малогабаритных помещениях бутикового формата. Но вместо товаров премиум-класса москвичи предпочитают реализовывать доступные по цене массовому потребителю продукты питания". 

Дело за малым


Кстати, возвращение к небольшим площадям - это еще один кризисный тренд. Большинство торговых сетей сегодня меняют и оптимизируют свои планы по занимаемым торговым площадям. Именно у тех торговых операторов, которые способны скорректировать свои форматы, уменьшая площадь магазинов или оставляя только рентабельные точки в наиболее ликвидных помещениях площадью 150-200 кв. м, по прогнозу аналитиков, максимальные шансы занять авангардные позиции. Наибольшую гибкость в этом отношении проявляют местные сети "Полушка", "7Я СемьЯ", "Питерское", "Находка", которые в отличие от федеральных сетей - "Пятерочка", "Дикси", "Квартал" - являются более гибкими и способны размещать магазины в помещениях площадью менее 250 кв. м. Непродовольственные сети, занимающиеся реализацией дешевых товаров, также стали отдавать предпочтение более мелким габаритам. Например, в ближайшие три года компания Sela планирует открыть 200 магазинов площадью от 30 до100 кв. метров. А в планах по дальнейшему развитию сети магазинов детской одежды Kids еще девять торговых точек, размер которых не превысит 60 кв. метров. "Сейчас повторяется ситуация, которая была характерна для конца 90-х. Тогда наиболее востребованы были помещения по 30-50 метров, - комментирует руководитель отдела коммерческой недвижимости АН "Невский Альянс" Алла Янет. - После 2000 года фирмы начали разрастаться, стал требоваться больший метраж, и такой формат перестал быть актуальным. Сейчас, когда для бизнеса снова встал вопрос выживания, все вернулось на круги своя, и самыми популярными становятся небольшие помещения до 100 кв. м". 

Разошлись во мнениях

Некоторые эксперты уверены, что произойдет смещение территориального интереса со стороны ритейлеров из центра в сторону спальных районов. Так, по словам Аллы Янет, на сегодняшний момент ситуация в сегменте стрит-ритейла в отдаленных районах выгодно отличается от того положения, в котором находятся торговые точки, расположенные в исторической части Петербурга. "Арендные ставки в спальных районах несравнимо ниже, чем в центре, здесь можно развивать бизнес с нуля. Именно в спальниках сейчас наименьшее количество предложений по аренде, потому что весь бизнес идет в народ. А народ живет преимущественно в спальных районах". 
Однако аналитики компании Maris Properties in Association with CB Richard Ellis придерживаются иного мнения.
"Обеспеченность торговыми площадями населения в Петербурге значительно различается по районам города, - говорит консультант торгового департамента компании Maris Properties in Association with CB Richard Ellis Елена Снегирева. - Максимальное количество торговых площадей приходится на жителей Московского района - 1 415 кв.м/1 000 жителей и Приморского района - 1 179 кв./1 000 жителей. В этих районах сформировались зоны, в которых наблюдается перенасыщение торговыми объектами. В Приморском - это район станций метро "Пионерская" и "Комендантский проспект", а в Московском - зона Пулково. Самая же низкая обеспеченность населения торговыми площадями отмечена на Васильевском острове, Петроградской стороне и в центре. Поэтому именно эти районы имеют большой потенциал для развития новых проектов. Другим перспективным направлением может быть строительство торговых площадей в районе съездов с КАД, которые стало возможно строить на частные деньги". 

Татьяна Шубина

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.