Публикации в прессе

Бизнес-центры: полёт нормальный

25 Февраля 2021, 09:38
Рынок бизнес-центров выстоял в пандемийном 2020 году и даже показал умеренно удовлетворительные результаты по уровню вакансии, ставкам и поглощению.
Главный вопрос: насколько сильно коронакризис в долгосрочной перспективе изменит потребности арендаторов и офисный сегмент в целом? И к каким переменам стоит готовиться уже в ближайшее время? Эксперты Дискуссионного клуба NSP обсудили на online-дискуссии, что ждёт офисный рынок Петербурга в 2021 году.
Борис Мошенский: 
– Главный итог 2020-го: с офисами не произошло никаких страшных катаклизмов. Сегмент продемонстрировал достаточную устойчивость к кризисным явлениям. В Петербурге имеется 3,74 млн кв.м качественной офисной недвижимости, в эксплуатацию за год введено 138 000 кв.м. Средний уровень вакансий – 7,5%, рост всего на 1,1 п.п. Сделок оказалось несколько меньше – на 15% по сравнению к двум предыдущим годам, но в целом вышел удовлетворительный показатель – порядка 122 000 «квадратов». Средняя ставка аренды фактически не изменилась – 1220 руб./кв.м в месяц. То есть прогнозы апреля-мая прошлого года, что всё рухнет, не оправдались. Да, были отсрочки и скидки, но все решения по ним принимались в индивидуальном порядке и в целом на рынок не повлияли. Некоторые объекты не удалось ввести в эксплуатацию, но сейчас по ним возобновились работы. На данный момент в городе реализуется достаточно большой объём офисной недвижимости, хотя часть проектов перекочевала по срокам из 2020-го. 
В этом году мы ожидаем сдачи восьми бизнес-центров, из них три – класса А, остальные – класса В, в том числе два самых крупных – БЦ «Каскад 4» у метро «Ладожская» (GLA – 44 400 кв.м) и ДЦ на Черниговской, 8 (39 400 кв.м). Оба они принадлежат холдингу «Адамант». Кроме того, у них ещё и БЦ «Собрание». Фактически у одного девелопера сосредоточено около 100 000 «квадратов», планируемых к вводу. На мой взгляд, у арендодателей снова появилась уверенность, что рынок чувствует себя вполне нормально. 

И я не вижу никаких новых глобальных трендов, которые могут серьёзно изменить реальность бизнес-центров в ближайшее время. Много было разговоров про удалённый формат работы, и часть компаний практикуют «удалёнку» до сих пор. Но бизнес-центры не опустели. Далеко не все предприятия могут работать в дистанционном режиме, бухгалтерия однозначно остаётся в офисе, и живое общение в коллективе по-прежнему необходимо. Народ действительно озадачен, но вряд ли удалённый формат каким-то коренным образом повлияет на занимаемые объёмы офисной недвижимости в нашем городе. 

Коворкинги показали хорошую динамику, однако их развитие началось ещё несколько лет назад. В 2020-м этот тренд только усилился, поскольку готовые рабочие места в офисах с хорошей отделкой и всем необходимым набором услуг всегда очень востребованы в кризисные моменты. Но рынок сильно не трясло в какую-либо сторону, и слава богу. По крайней мере, не сравнить с дефолтом 1998-го и кризисом 2008-го. Вот тогда офисы опустели, ставки упали, а спроса не было вообще никакого. 
В 2009-м рынок стал мёртвым. Такого сейчас нет, и я думаю, что не будет. 
Евгения Иванова:
– Появились ли у арендаторов новые требования к планировкам и переоборудованию пространств, те же зум-комнаты или hot desking? 
Борис Мошенский: 
– Такие вещи уже реализуются, но они появились ещё до пандемии, и ситуация с коронавирусом на самом деле на этот процесс не особо повлияла. Запрос на качественный офис, где грамотно и эффективно используются все «квадраты», есть всегда. Тренд возник не сегодня. И вопросами организации рабочего пространства многие озадачились уже давно. Но если говорить об особенностях 2020-го, то многие из нас получили QR-коды. А это означает некий новый стандарт безопасности. Условно говоря, в тех компаниях, где сотрудники сидели «на головах друг друга», теперь необходимо задумываться о соблюдении дистанции в полтора метра, возможно, придётся мебель поменять, сделать новую рассадку. Но в целом, судя по тем запросам, что есть у нас, требования арендаторов ничем не отличаются от тех, что были в 2019-м.
Некоторые компании высвобождают часть площадей и пытаются сдавать их в субаренду. Если у них «длинные» договоры и право на сдачу. Но такие сделки никоим образом существенно не отражаются на рынке. Всё те же арендные ставки, а площади суммарно выходят небольшие. Здесь, наверное, самая большая проблема, насколько вообще возможно сдать такие помещения. Так или иначе, но арендодатель старается контролировать этот процесс. И у кого-то подход очень жёсткий, вплоть до того, что нужно обязательно согласовать договор субаренды с собственником. 

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris|Part of the CBRE Affiliate Network с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.