Публикации в прессе

Холодно и дорого

22 Июня 2012, 12:06
Рост сдерживают высокие цены на проживание, визовый режим и кризис в еврозоне, говорят эксперты

В2011 г. Петербург посетило около 5,5 млн. туристов, на 8% больше, чем в 2010 г., сообщил комитет по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП). Число иностранных гостей выросло на 13% до 2,6 млн. человек, российских – на 3,5% до 2,9 млн.

В 2011 г. Петербург занял 15ю строчку в рейтинге лучших европейских туристических направлений по версии сайта TripAdvisor, в 2010 г. он находился на 7-м месте, напоминает КИСП. По данным ведомства, туризм генерирует около 10% валового регионального продукта Петербурга. Город не для всех. Международные туристические потоки формируются по различным направлениям и имеют разные центры притяжения, в случае с Петербургом это культурно-познавательный или городской туризм, отмечает Марина Смирнова, старший вице-президент Jones Lang LaSalle Hotels. Путешественников прежде всего привлекает посещение музеев, культурных памятников, а также пребывание и проживание в аутентичной городской среде. Это направление предполагает наличие у туристов некого культурного уровня, поэтому в него априори будет вовлечено меньше людей, чем, например, в пляжный отдых, замечает она.

Рейтинг зарубежных стран – лидеров по объемам турпотоков в Петербург возглавляют Финляндия, Германия, США, Великобритания, Испания, Италия, Франция, Канада и Китай, рассказала начальник городского управления по туризму Марианна Орджоникидзе.

По словам Орджоникидзе, в прошлом году вырос турпоток из всех стран, за исключением Италии (-1%). Из-за отмены визового режима на 47% увеличился поток из Турции, поток из Китая вырос на 29%, что связано со стабильным ростом экономики, а также с межправительственными соглашениями о безвизовых групповых туристических поездках, объясняет Орджоникидзе. А благодаря открытию в прошлом году паромного сообщения Петербург – Стокгольм количество туристов из Швеции увеличилось на 26%, довольна она.

Гендирек тор турфирмы «Мир» Валерий Фридман говорит, что количество принятых его фирмой туристов практически не растет и из года в год остается на уровне 35 000–40 000 человек. По его словам, в Петербург стремятся попасть в основном туристы из США, Канады и Австралии. «А вот путешественников из Германии и Франции, в прошлом наиболее частых гостей города, мы потеряли – для них посещение города стало слишком дорогим», – вздыхает он. Руководитель другой турфирмы считает, что количество принимаемых гостей для Петербурга «неприлично мало». В 2010 г. туристы оставили в Петербурге более 115 млрд. руб.( без учета расходов на прибытие в город), в прошлом году – 126 млрд. руб. Это в несколько раз меньше, чем получают от туризма Стамбул (300 млрд. руб.) или Париж (более 600 млрд. руб.), отмечают в КИСП.

По данным Maris | Part of the CBRE Affiliate Network, около 80% расходов иностранных туристов в Петербурге приходится на перелет и размещение в гостинице, а 20% – на развлечения. В других странах мира гостиничные услуги занимают в расходах около 30%, сувениры – 15%, посещение ресторанов и кафе – 20%, говорится в отчете компании. По данным КИСП, в среднем иностранный турист в день тратит около 6000 руб. (без учета стоимости проживания), российский турист – около 3500 руб. Иностранцы проводят в Петербурге в среднем по три дня, соотечественники – по четыре.

В июне прошлого года правительство приняло пятилетнюю программу развития Петербурга как туристического центра. Согласно документу к 2016 г. турпоток в Петербург должен увеличиться до 8,1 млн. человек, срок пребывания иностранных туристов – вырасти до пяти дней. В перечне мероприятий, вошедших в программу, – участие в Петербурге в международных выставках, размещение рекламы в СМИ, аэропортах крупных российских и зарубежных городов, изготовление материалов о достопримечательностях города, установка информационносправочных киосков и проч. Стоимость программы – 898 млн. руб., однако ее бюджет на 2012 г. уже сокращен более чем на 100 млн. руб. – до 41,6 млн. руб., говорят в КИСП. На туристическую сферу повлияют общемировые тенденции – например, финансовоэкономический кризис может негативно сказаться на въездном туризме из Европы, говорит Орджоникидзе. С 2006 по 2010 г. инвестиции бюджета в развитие туризма составили 519 млн. руб. Городские программы по улучшению туристической привлекательности дают инвесторам ориентиры, помогают понять, какие проекты будут поддерживаться властями, говорит гендиректор УК «Кронвелл менеджмент» Алексей Мусакин. Кроме того, их можно использовать при общении с чиновниками Смольного и надзорными органами – на документы всегда можно сослаться и доказать свою правоту, говорит он. По словам Мусакина, главными плюсами предыдущей программы КИСП было введение электронного миграционного учета и безвизового режима для паромных пассажиров. Новая программа ведомства, в частности, нацелена на увеличение гостиниц экономкласса и хостелов – это логичный шаг, который позволит привлечь российских туристов, говорит он. Без отечественных путешественников добиться роста турпотока будет невозможно, подчеркивает эксперт.

Дорогое удовольствие.

Потенциал Петербурга как туристического центра далеко не исчерпан и основная причина, сдерживающая поток путешественников, – дороговизна продукта, в один голос говорят участники рынка. По оценке Фридмана, ежегодно турпакет в Петербург дорожает на 20–30 евро – в основном из-за роста цен на гостиничные и транспортные услуги. Трехдневный отдых в городе, включая проживание и питание, обойдется минимум в 1000 евро, в то время как в Европе можно уложиться в 400– 500 евро, оценивает он. По подсчетам Jones Lang LaSalle Hotels, объем качественного предложения петербургских гостиниц по итогам 2011 г. составлял 8560 номеров – это примерно 60% объема качественного предложения Москвы. По данным компании, порядка 40% из этого фонда (3440 номеров) было выведено на рынок в период 2008– 2011 гг., что вызвало существенное давление на уровень цен и загрузки по городу, – в основном предложение относилось к средней и высокой ценовой категории. В 2011 г. на рынок Петербурга вышел W St. Petersburg (137 номеров), в мае 2012 г. – Domina Prestige (109 номеров), в течение года планируется открытие Four Seasons St. Petersburg (183 номера) и Swissotel (120 номеров). Таким образом, большая часть отелей, открытие которых ожидается в текущем году, относится к категории «5 звезд» (51% номеров) и «4 звезды» (31%), что может создать определенные проблемы с заполняемостью, особенно в низкий сезон, предупреждают аналитикиMaris.

По данным Maris, цены в отелях Петербурга считаются одними из самых высоких в Европе. Среднегодовая стоимость номеров в 2011 г. для отелей класса люкс составила 8500 руб., для категории «4 звезды» – 4600 руб., «3 звезды» – 2500 руб. за ночь. Средняя загрузка отеля «Коринтия Санкт-Петербург» (388 номеров) в 2011 г. составила около 48%, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 16%, рассказала директор по связям с общественностью отеля Наталья Белик. По ее словам, среднегодовая цена за номер выросла со 169 до 182 евро, официально заявленный тариф на номера стандартной категории варьируется от 490 до 740 евро в зависимости от сезона. Рост цен на размещение она объясняет растущими расходами: увеличиваются фонд заработной платы, социальные отчисления, тарифы естественных монополий. При этом по сравнению с некоторыми европейскими городами цены Петербурга выглядят даже скромно – в Лондоне, к примеру, размещение в отеле уровня «5 звезд» может обойтись до 800 евро за ночь, говорит Белик. По ценам Петербург стал сопоставим с Прагой, Будапештом и Берлином, считает Смирнова. По ее словам, в мае и июне цены в качественных гостиницах превысили прошлогодние показатели на 18,1 и 10% соответственно.

На одном языке

Количество иностранных туристов в летний сезон составляет до 60–70% от потока посетителей, говорит Леонид Гарбар, гендиректор компании «Свои в городе» (управляет ресторанами «Строганов стейк хаус», «Русская рюмочная», «Фиш хаус»). Летом ежедневно места бронируют две туристические группы по 30–40 человек, утверждает гендиректор ООО «Меркурий» (развивает сеть ресторанов русской кухни «Емеля») Дмитрий Неведомский. Среди туристов средний чек выше на «несколько процентов» за счет дополнительных заказов, но в итоге это дает небольшой процент в общей выручке, добавляет он.

По словам Неведомского, для формирования дополнительного потока его компания рассылает меню в турагентства. Важно выставить перед входом меню на английском языке, потому что в Европе принято ознакомиться с ассортиментом, прежде чем зайти в ресторан, говорит Гарбар. По его словам, затраты на продвижение в иностранных изданиях, путеводителях, включение в список рекомендации гидов и консьержей в месяц составляют до $8000–10 000 на один ресторан. Главное для ресторатора оправдать ожидания иностранного клиента, познакомить его с русской кухней, считает он. По его словам, если персонал ресторана владеет английским языком, эффективность обслуживания повышается, увеличиваются продажи. Сотрудников со знанием иностранного языка найти сложно, добавляет ресторатор.

Работодатели из туристической отрасли чаще всего обращаются с запросами на поиск линейного персонала всех специализаций (официанты, повара, бармены, хостес, горничные), причем кандидаты, владеющие английским языком, могут рассчитывать на зарплату на 15–20% выше средней, говорит Кристина Юзефович, консультант петербургского отделения «Анкор бизнес решения». По словам президента рекрутингового портала Superjob.ru Алексея Захарова, средняя зарплата менеджера по туризму в Петербурге выросла с 30 000 до 33 000 руб., конкурс составляет 5,5 резюме на одну вакансию (в среднем по городу – 3,6 резюме на одну вакансию).

Никто не поехал

Дополнительная статья расходов для туристов – получение визы. У граждан Евросоюза на это уходит не более недели и не больше 50 евро, однако для европейцев, привыкших экономить время и деньги, это серьезная преграда, говорит гендиректор петербургской турфирмы. Шенгенское соглашение – весомое конкурентное преимущество других европейских туристических центров, вздыхает вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев. Орджоникидзе считает, что в рамках новой программы развития Петербурга как туристического центра необходимо решение вопроса о получении визы при въезде для гостей, прибывающих на срок до 72 часов самолетом и по железной дороге. Привлекательность города снижает и отсутствие удобного недорогого доступа: рейсов авиадискаунтеров, развитого регулярного паромного сообщения, отмечает Игорь Кокорев, менеджер проектов отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg.

Необходимо срочно решить транспортную проблему, говорит Корнеев. Из-за загруженности центра города туристическим компаниям сложно выдержать график экскурсий и порой приходится перестраивать программу на ходу или жертвовать какими-то ее элементами, что негативно сказывается на впечатлениях туристов от визита в целом, согласна Орджоникидзе. Масштабы исторического центра Санкт-Петербурга несопоставимы с большинством европейских городов, где обзорная экскурсия легко укладывается в пешеходную прогулку, отмечает она, добавляя, что в этом же ряду стоит проблема стоянок для туристических автобусов. Острой проблемой для Петербурга является и сезонность туризма. «Зимой туристов сюда не заманишь, несмотря на серьезные скидки», – отмечает Фридман.

Зимняя программа «Белые дни» с посещением Мариинского театра и Эрмитажа оказалась неудачной. «Никто не поехал – очень холодно, и визу долго получать», – вздыхает он. Потоки путешественников зимой сокращаются из года в год – в среднем на 10–15%, оценивает топ-менеджер петербургской турфирмы. Для сглаживания сезонности городу необходимо развивать событийный и конгрессный туризм: более активно продвигать зимние культурные фестивали, театральные мероприятия, считает Орджоникидзе.

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.