Публикации в прессе

Высокий сезон уперся в потолок

17 Июня 2010, 12:34
Международный экономический форум вновь станет причиной ажиотажа на гостиничном рынке. Но подъем продлится недолго. В целом отельный бизнес еще ощущает на себе влияние кризиса, причем даже в разгар традиционно активного летнего сезона.

Ярко выраженная сезонность – главная примета гостиничного рынка Петербурга. Высокий сезон в нашем городе длится с мая по сентябрь, пик туристической активности приходится на июнь-июль, то есть на период белых ночей. Именно в это время труднее всего бывает найти номер приличного качества по приемлемой цене. Доступными оказываются либо непопулярные варианты на окраинах города, либо слишком дорогие – даже по европейским меркам – четырех- и пятизвездочные апартаменты.

В белые ночи проблемы виднее

Недавний финансовый кризис внес свои коррективы в ситуацию на отельном рынке. Дело в том, что в 2009 году въездной поток в Петербург существенно сократился. По сведениям компании Colliers International, средняя загрузка многих гостиниц за год оказалась ниже загрузки 2008 года на 10–30%. Показатель среднегодовой заполняемости по итогам 2009-го для гостиниц категории "5 звезд" оказался на уровне 40%, категории "4 звезды" – 51%, трехзвездочных отелей – 58%.

В Colliers International считают, что в текущий высокий сезон большинство качественных гостиниц по заполняемости остались на уровне прошлого года. А отдельные даже увеличили загрузку нынешним летом на 5–10% по сравнению с прошлым. Однако подобный оптимизм разделяют не все. Так, по прогнозам Maris | Part of the CBRE Affiliate Network, в летний сезон – 2010 заполняемость отелей в Петербурге составит не более 80%. До выхода на докризисные показатели понадобится несколько лет, считают в компании. Выводы специалистов основаны в том числе на данных первого квартала 2010 года, когда средняя заполняемость отелей оказалась на уровне 30–40%. Лишь отелям, которые применяли гибкую ценовую политику, удавалось удерживать планку на 50%.

Показатель снижения спроса на номера – это меньшая, чем обычно, глубина бронирования (booking window). Так, в середине мая можно было выбирать доступные для бронирования гостиницы на первую декаду июня, чего раньше не было, как говорит Антон Кузнецов, управляющий Red Stars Hotel St.Petersburg. Среди особенностей высокого сезона – 2010 он также отмечает отсутствие ярко выраженного – как в предыдущие годы – пика спроса, более гибкую ценовую политику гостиниц всех уровней, начавшуюся активную работу по привлечению индивидуальных клиентов через системы онлайн-бронирования.

"Июль и август реально покажут, насколько сильно экономический кризис затронул отельный рынок. Однако уже сейчас понятно, что его негативное влияние не завершено. Поток туристов в Северную столицу снизился более чем в два раза, а заполняемость отелей упала более чем на 30%", – отмечает Владимир Васильев, президент Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга.

"Если сравнивать 2008 год и последующие два года, то налицо резкий спад числа туристов (за исключением июня). В результате отельным операторам приходится снижать цены или, как минимум, сохранять их на том же уровне", – говорит Жанна Саргсян, генеральный директор отеля Shelfort.

Антон Кузнецов напоминает, что открытые официально опубликованные тарифы (rack rates) определяются задолго до сезона белых ночей, в конце лета – начале осени предыдущего года. "Меняться открытые тарифы точно не будут, но активное использование инструментов управления доходностью (в частности динамического ценообразования, когда цены на определенные даты могут в течение дня поменяться несколько раз вслед за изменением процента загрузки на эти даты) становится нормой. В этом смысле гостиницы все больше напоминают авиакомпании, цены которых напрямую зависят от загрузки рейса и приближения даты вылета", – отмечает Антон Кузнецов.

Туроператоры – за Экономический форум

Наиболее "улетными" цены, как и всегда, будут в период проведения Петербургского международного экономического форума. За эти три дня – 17–19 июня (а возможно, еще несколько дней до и после) – участники рынка постараются наверстать упущенные из-за кризиса выгоды. "Традиционно гостиничный фонд Петербурга не может справиться с наплывом туристов и гостей форума. Похоже, так произойдет и в этот раз. Особенно остро дефицит номеров ощущается в сегменте четырех- и пятизвездочных отелей. В прошлые годы стоимость проживания в отдельных гостиницах подскакивала в период Экономического форума до десятикратной", – рассказывает Максим Михайлов, исполнительный директор компании Maris | Part of the CBRE Affiliate Network.

"Многие гостиницы значительно (порой неоправданно) повысили цены на период форума и ужесточили правила бронирования и аннуляции", – подтверждает его слова Жанна Саргсян. – Но если говорить в целом об этом сезоне, то не все отели изменили цены по сравнению с прошлым годом, поскольку лето 2009-го было не такое активное, как в 2008-м".

Сможет ли восполнить нехватку гостиничных номеров на период форума рынок посуточной аренды? В Maris Properties считают, что квартиры, сдаваемые посуточно, создают серьезную конкуренцию отелям. Но не в случае с иностранными клиентами. "Сдача в аренду жилья на короткий срок ориентирована на спрос жителей Петербурга, а также на туристов, имеющих родственников или знакомых в городе. Ключевым фактором успеха тут является относительно низкая по сравнению с гостиницами цена. А у постояльцев отелей совсем другие возможности и желания. Им требуется гарантированное качество обслуживания и возможность забронировать номер, не имея никаких личных связей в Северной столице", – объясняет Максим Михайлов.

Антон Кузнецов обращает внимание на другие аспекты: "Число достойных апартаментов, сдаваемых внаем, в городе едва ли дотягивает до 5–7% от номерного фонда того же уровня. Кроме того, наймодатели имеют свою клиентскую базу – корпоративных клиентов с длительными – по гостиничным меркам (от двух недель) – сроками проживания и знакомых со спецификой этого зачастую серого рынка. Владельцы апартаментов обычно не любят связываться с короткими бронированиями, да и цена для потребителя при размещении на один-два дня, как правило, оказывается совсем не интересной".

Дорогая Россия

В том, что 17–19 июня все имеющиеся в Петербурге номера (а их, по разным данным, 28–30 тысяч) будут востребованы, можно не сомневаться. Особенно если операторы, памятуя о нелегком 2009 годе, действительно, будут вести себя более скромно. Однако в целом лето 2010-го не обещает отельерам больших доходов.

Ситуация в туристическом бизнесе действительно непростая. Антон Кузнецов называет целый ряд объективных факторов, сделавших Петербург и в целом Россию менее привлекательными для иностранных гостей. Во-первых, отдых в России, всегда довольно дорогой, стал для многих еще более недоступным. Сыграло свою роль произошедшее за последние девять месяцев укрепление рубля по отношению к доллару и евро (на 20% от максимумов прошлого года) и, конечно, негативные явления в мировой экономике в целом и экономике Еврозоны в частности. К этому следует добавить форс-мажорные факторы – забастовки работников европейских авиакомпаний (отметились Великобритания, Финляндия, Франция, Греция) и извержение вулкана Эйяфьятлайокудль, результатом которых стали тысячи отмененных рейсов и, соответственно, неприехавших туристов.

"Снижение туристического потока связано с кризисными явлениями, но благодаря совместным усилиям администрации и бизнеса, занятого в этой сфере, постепенно ситуация будет нормализоваться", – полагает Евгения Васильева, заместитель директора департамента консалтинга Colliers International. Снижение количества туристов, по ее словам, может быть компенсировано ростом туристического потока уже в 2013–2015 годах – благодаря активной политике администрации Петербурга по развитию туристской инфраструктуры города и упрощению визового режима. Свою роль, безусловно, сыграет реализация масштабных инфраструктурных проектов – Морского пассажирского терминала на Васильевском острове, а также реконструкция аэропорта Пулково.

К тому времени, когда это произойдет, номерной фонд в Северной столице прирастет, поэтому конкуренция поможет сдерживать рост цен на гостиничные номера.

По оценкам Maris | Part of the CBRE Affiliate Network, во второй половине 2010 года появится как минимум 950 новых номеров, 874 из которых – категорий "4–5 звезд". В компании уверены, что в ближайшие годы мы увидим сохранение темпов роста предложения (около тысячи единиц в год), что приведет к усилению конкуренции на рынке.

"До настоящего времени развитие в отельном сегменте ограничивалось реконструкцией имеющихся площадей без существенной модернизации, например, таких гостиниц, как "Прибалтийская" и "Пулковская". Это и понятно, ведь гостиничный бизнес имеет продолжительный период раскрутки и окупаемости. Но уже начиная с этого года, будет появляться все больше и больше зданий, изначально запроектированных как отель", – отмечает Максим Михайлов.

Таким образом, большинство экспертов не тешат себя надеждами достаточно быстрого восстановления туристического и отельного рынка. Все ожидают медленного, но уверенного, без резких колебаний, роста.

Автор: Алексей Резенков

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.