Публикации в прессе

ТРЦ пересчитают бренды

15 Марта 2022, 11:29
Освободившиеся после ухода мировых марок торговые площади могут простаивать несколько месяцев или подвергнуться реконцепции
В ряде крупных Петербургских торговых центров из-за ухода из России мировых брендов закрылось до 10% магазинов и бутиков. По данным сайта крупнейшего в Петербурге ТРЦ «Галерея», из 300 расположенных там магазинов на 10 марта временно не работали 25. Среди закрытых – одни из самых крупных арендаторов: Zara, Bershka, Pull&Bear, Mango, Massimo Dutti и др. На запрос «Ведомостей» о том, будет ли ТРЦ искать взамен новых арендаторов, в «Галерее» не ответили.

Как рассказала «Ведомостям» директор «Охта Молл» Анна Ходош, из 260 арендаторов в ТРЦ в начале марта приостановили или планируют приостановить свою деятельность шесть: H&M, Levis, Mothercare, Reebok&Adidas, Women Secret и McDonalds.

В пресс-службе ТД «Пассаж» «Ведомостям» рассказали, что все магазины продолжают работать, поскольку в торговом доме представлен нестандартный пул арендаторов. Основатель компании Fort Group Максим Левченко, управляющий более десятью ТЦ в Петербурге, не ответил на звонки и запросы «Ведомостей». В одном из ТРЦ группы – «Europolis», в котором около 160 арендаторов, согласно сайту центра представлены более десяти брендов, заявивших о приостановке работы в России.

Как говорит аналитик ФГ «Финам» Наталия Пырьева, закрытые помещения в ТЦ будут простаивать, пока зарубежные торговые марки не озвучат окончательных решений об уходе из России. Объявленные в марте меры носят временный характер: большинство брендов заявили пока только о приостановке продаж.

Иностранные ритейлеры пока сохраняют договоры аренды, подчеркивает Пырьева. «Не было озвучено санкций со стороны зарубежных властей относительно брендов одежды, косметики и парфюмерии и т.д., в связи с чем частные решения брендов по приостановке продаж в России внушают надежду на возобновление работы», — отмечает она. Тем не менее, по ее оценке, пустыми площади в ТЦ могут оставаться в течение нескольких месяцев.

Пырьева говорит, что ТРЦ потеряют значительную долю посетителей и покупателей, что отрицательно скажется на выручке, но затрудняется оценить возможные потери. Консультант по недвижимости в ТРК Сергей Манин помимо потери выручки от мировых брендов обращает внимание на риск сокращения выручки от оставшихся арендаторов, которым придется приспосабливаться к новым реалиям. «Как показывает практика, в кризис 2014 г. законтрактованные арендаторы покидали проекты, оставляя обеспечительные платежи, не смотря на санкции по договору аренды, что привело к низкой заполняемости арендаторами торговых площадей. Аналогичная тенденция ожидается сейчас», — говорит Манин.

Некоторые петербургские ТЦ уже успели среагировать на изменившиеся условия и привлечь новых арендаторов. Ходош рассказала, что в начале марта в «Охта Молл» пришли три новых fashion-арендатора, общая площадь магазинов которых составляет 1200 кв. м: «Мята мода», Sela и Befree. В апреле в ТЦ откроется новый ресторан CheCafe на 600 кв. м. «Мы внимательно наблюдаем за ситуацией и готовы адаптироваться к изменяющейся реальности», — подчеркнула она.

В то же время аналитики отмечают, что процесс по замещению одних арендаторов другими довольно длительный и сложный. Манин говорит, что сначала арендодателям придется провести переговоры по прекращению сотрудничества с компаниями, принявшими решение покинуть российский рынок: не во всех договорах аренды предусмотрен односторонний выход арендатора.

Дополнительные сложности могут возникнуть на психологическом уровне: незнакомые для потребителей бренды, которые придут на смену ушедшим, не будут пользоваться той же популярностью, говорит Пырьева. В то же время у российских брендов появляется хорошая возможность для развития – использовать освободившиеся помещения, не требующие больших вложений, поскольку у них сохранился ремонт от предыдущего арендатора, подчеркивает Манин.

Пырьева предполагает, что в Петербурге будут возникать задержки с открытием новых торговых центров, пока сохраняется неизвестность с иностранными торговыми марками. Директор департамента исследования рынка компании Maris Алена Волобуева говорит, что у петербургских девелоперов и не было на ближайшие годы активных планов по строительству в регионе крупномасштабных торговых объектов. По ее мнению, городской рынок торговой недвижимости с 2014 г. практически стагнировал по показателю прироста новыми качественными площадями: последний крупный проект с арендопригодной площадью более 50 000 был открыт в 2016 г. Ранее «Ведомости» писали, что единственный заявленный к запуску в этом году проект – четвертая очередь «Заневского каскада».

Объем качественной торговой недвижимости в городе сейчас составляет 2,1 млн кв. м, а обеспеченность на 1000 жителей – 400 кв. м. По оценкам экспертов, петербургский рынок уже дошел до точки насыщения. По мнению Волобуевой, высвобождение части торговых площадей стимулирует в Петербурге процесс реконцепции устаревших торговых объектов. Вместе с тем эксперт не исключает, что часть наименее эффективных торговых площадей будет выведена из оборота и перепрофилирована в другое функциональное назначение. Пырьева также предполагает, что необходимо будет пересматривать бизнес-проекты, трансформировать пространство – например, с учетом большей доли развлекательного сегмента. «Мы полагаем, что одним из драйверов развития ТРЦ будет смещение акцента с торгового сегмента на развлекательный – открытие детских и спортивных площадок, увеличение доли общепита», — говорит эксперт. 

Основной упор в развитии в последние годы делается на районные торговые центры, которые в наименьшей степени ориентированы на наполнение международными брендами, говорит Волобуева. «Подобного рода проекты с легкостью подбирают пул арендаторов из местных ритейлеров. Главное в данном случае грамотная концепция и удовлетворение текущих запросов потребителей в зоне охвата торгового объекта», — пояснила она.
Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.