Торговые центры: итоги августа
Серьезных изменений ставок аренды помещений в торговых центрах летом не наблюдалось. «Собственники держат уровень заявленных цен, рассчитывая на осеннюю активность арендаторов», - отмечают в компании «АРИН».
Но даже если осенью прогнозы и оправдаются, то вряд ли стоит ждать резкого повышения арендных ставок. За лето в региональных и суперрегиональных торговых центрах (см. схему) доля свободных площадей выросла с 5-10% до 15-20%, окружные торговые центры в начале показывали уровень вакансии 10-20%, в конце - до 20-50%. И это с учетом того факта, что с начала года в Петербурге не открылось ни одного крупного торгового центра.
При условии ввода всех запланированных площадей уровень вакантных может еще увеличиться.
Всего в городе на разных стадиях строительства сейчас находится 600 тыс. м, до конца 2014 года должно быть введено около 120 тыс. м2 торговых площадей. Оборот розничной торговли за 7 месяцев 2014 года, по данным «Петростата», снизился на 0,2%, общественного питания - на 8,1%. В дальнейшем также прогнозируется снижение покупательского спроса.
В сложившейся ситуации наименее активные игроки будут сокращать свое присутствие, а новые компании будут стремиться к размещению в наиболее популярных у потребителей торговых объектах, В таких условиях для привлечения арендаторов девелоперы новых торговых центров готовы даже делать скидку в 10-15% для ключевых арендаторов.
На рынке стрит-ретейла Петербурга эксперты отмечают снижение максимальных арендных ставок. «Это обусловлено преимущественно завышенными ожиданиями начала года», - объясняют эксперты по стрит-ретейлу компании JLL в Петербурге. При этом средние ставки в отдельных районах растут.
В текущих экономических условиях успешность каждого магазина приобретает важное значение для торговых операторов. Ретейлеры проводят оптимизацию своих сетей, нацеленную на эффективную работу каждого магазина, а открытие новых точек происходит только после тщательного подбора помещения.
Активность на рынке стрит-ретейла проявляют продуктовые ретейлеры, ювелирные магазины, общепит. Продолжают развивать филиальную сеть банки. Так, «ВТБ 24» в 2014 году открыл ряд офисов, в том числе помещение площадью 1 тыс. м у станции метро «Озерки». Открывается филиал Сбербанка на Невском пр., 25. Футбольный клуб «Зенит» открыл очередной магазин одежды и сувениров на Невском пр., 20.
Эксперты также зафиксировали высокую активность со стороны кафе и ресторанов, которые в первом полугодии арендовали 90% площадей, экспонировавшихся в тот период на рынке Петербурга.
«Мы не наблюдаем роста интереса к аренде коммерческой недвижимости, но видим увеличение спроса на 17% на покупку, - отмечают в компании «АРИН», - заметен рост совершенных сделок купли-продажи».
Среди покупателей выделяются инвесторы, которые приобретают объекты для дальнейшей сдачи в аренду, а также покупатели офисов для собственных нужд.
СПРАВКА
Типы торговых центров
- Суперрегиональные - 50-150 тыс. м, торговая зона - до 1,5 часа поездки на транспорте, число посетителей - 300 тыс. человек и более, три и более универмагов полной линии площадью от 7 тыс. м и более.
- Региональные - 23-85 тыс. м, торговая зона - 30-40 минут, число посетителей -150 тыс. человек, один-два универмага полной линии.
- Окружные - площадь 9,5-47 тыс. м, число посетителей - 40-150 тыс. человек, торговая зона - 10-20 минут.