Публикации в прессе

«Самый пострадавший». На восстановление гостиничного сегмента потребуется 2–3 года

21 Августа 2020, 15:16
Гостиничный рынок Санкт-Петербурга на фоне антиковидных ограничений и закрытия границ оказался наиболее уязвимым сегментом недвижимости в период коронакризиса. И восстановления его до докризисных значений эксперты не ожидают раньше 2022–2023 годов.

Заморозка

По единодушной оценке экспертов рынка, гостиничный сегмент сильнее других пострадал от пандемии коронавируса и ограничительных мер, введенных с целью борьбы с ней. Закрытие границ полностью перекрыло внешний туристический поток. Режим самоизоляции — сделал то же самое с внутренним. Самый тяжелый удар пришелся на апрель-май 2020 года. Это в полной мере отражают цифры статистики.

По данным международной консалтинговой компании JLL, во втором квартале в Петербурге средняя загрузка международных брендированных гостиниц составила 5,2%, что на 93% ниже аналогичного показателя 2019 года (77,5%). Средневзвешенный тариф по рынку снизился на 43% до 5352 рублей. Доходность на номер снизилась на 96% и составила всего 280 рублей.

«Несомненно, второй квартал 2020 года стал самым провальным за всю историю туриндустрии в России в целом, и Северной Венеции в частности. По его итогам средний уровень заполняемости номерного фонда категории 3–5 звезд находился в пределах 5–7%. Показатель доходности на номер продемонстрировал самое драматичное падение. По итогам второго квартала снижение составило 96%», — говорит Алена Волобуева, руководитель отдела исследований Maris в ассоциации с CBRE.

По оценкам аналитиков компании Colliers International, всего в апреле-мае было закрыто порядка 3,9 тысячи номеров, или 17% от общего объема рынка качественных гостиниц. Целиком были закрыты на время самоизоляции такие объекты, как Four Seasons Hotel Lion Palace, Sokos Hotel Palace Bridge, Lotte Санкт-Петербург, Sokos Hotel Olympia Garden и другие. Период закрытия гостиниц варьировался от месяца до трех.

По словам Алены Волобуевой, в апреле 2020 года свою деятельность полностью приостановили 56 отелей, обеспечивавшие 23% валового номерного фонда. Практически в равных долях были выведены из хозяйственного оборота отели категории 3 и 5 звезд — 36% и 31% соответственно. Для категории 4 звезды показатель составил 15%.

Схожие цифры называет и вице-президент Becar Asset Management Ольга Шарыгина.

«В острую фазу пандемии, на конец апреля 2020, количество работающих номеров в отелях уровня 3–5 звезд снизилось на 22% (минус 6 тысяч номеров к началу 2020 года). Более 90 отелей (25% отельного парка) полностью либо частично приостановили работу», — отмечает она.

Интересно, однако, что доля функционирующих объектов в Петербурге была существенно выше, чем в городах Европы. Так, по данным JLL, в середине апреля в Париже всего 8% гостиниц, а в Лондоне — лишь 2% готовы были заселять гостей.

Привел коронакризис и к ротации собственников и операторов отелей Северной столицы.

«По состоянию на конец июля Петербург не досчитался четырех гостиниц: по две категории 3 и 4 звезды. Еще один отель категории 4 звезды сменил собственника, вследствие чего не функционировал. Однако мы полагаем, что в скором времени он вернется на рынок. Один объект класса 4 звезды возобновит деятельность, когда откроют международное авиасообщение. Таким образом, по итогам года восстановление предложения в сегменте 4 звезды составит 99%», — говорит Алена Волобуева.

Она добавляет, что с рынка Петербурга ушел немецкий оператор Meininger, который был представлен гибридным отелем, располагавшимся в Никольских рядах. Впрочем, на этом месте уже работает гостиница «Театральная площадь» под управлением международного оператора InterContinental Hotels Group.

Оттепель

При этом специалисты отмечают, что ситуация начала улучшаться уже в июне, а в июле и августе процесс ускорился. Главную роль сыграло снятие части анктиковидных ограничений и начало восстановления внутреннего туризма.

По оценке Colliers International, уже в июне заполняемость городских отелей составила 23–28%. Ольга Шарыгина оценивает этот показатель в 22%, отмечая, что туристическое оживление связано с ростом внутреннего спроса.

В JLL отмечают, что первым стал восстанавливаться верхний предел высокого ценового сегмента (up-per upscale), который в июне продемонстрировал загрузку на уровне 19%. По мнению аналитиков компании, во многом это связано с тем, что индивидуальные туристы, особенно из Москвы, решили воспользоваться ситуацией и посетить Петербург в период белых ночей. Также гостиницы Северной столицы стали предлагать привлекательные цены на проживание, в среднем опустив тарифы в 2 раза, благодаря чему многие гости смогли позволить себе размещение в отелях более высоких ценовых сегментов.

«Согласно недавним опросам, Петербург входит в тройку самых востребованных туристических направлений у россиян, что позволяет говорить о перспективах оживления рынка. При этом основной спрос на гостиницы в краткосрочной перспективе будут формировать индивидуальные путешественники и небольшие группы туристов. Развитие внутреннего туризма позволит петербургским гостиницам по итогам лета достичь заполняемости в 45–50%», — считает Евгения Тучкова, заместитель директора департамента консалтинга Colliers International в Петербурге.

По ее словам, положительный эффект в перспективе также окажет введенный правительством России «туристический кэшбэк» — вид государственной компенсации, стимулирующий туризм внутри страны.

Как отмечает Ольга Шарыгина, на текущий момент почти все проекты возобновили работу, на середину августа закрытыми остаются 2% отелей.

«В июле средняя цена выросла на 15–20% относительно июня 2020, отражая умеренный рост турпотока. Относительно июля 2019 года падение среднего тарифа в июле 2020 года составило 28%. Загрузка находится на уровне 35–50% в зависимости от сегмента», — говорит она.

По словам Алены Волобуевой, в июле средняя стоимость размещения в отелях категории 3–5 звезд по-прежнему была ниже значения июля 2019 года на 33%.

«Улучшающаяся постепенно на рынке ситуация с заполняемостью отелей Петербурга тем не менее не позволяет пока вернуть стоимость проживания на докризисный уровень. Основной объем спроса приходится на гостиницы средней ценовой категории за счет возрастающего числа деловых туристов и туристов из регионов РФ, ориентированных на бюджетные средства размещения», — говорит она.

Отельеры с нетерпением ждут открытия границ. Иностранные туристы традиционно формируют около половины годового турпотока.

Прохладные перспективы

Несмотря на постепенное улучшение ситуации в гостиничном сегменте, эксперты не ожидают быстрого восстановления гостиничного сегмента.

«Во втором полугодии мы ожидаем, что рынок будет восстанавливаться за счет внутреннего спроса, в основном туристического и в меньшей степени делового. Результаты 2020 года будут заметно более низкими по сравнению с уровнем 2019 года — средняя загрузка ожидается на уровне 45–50% (в прошлом году — 68%)», — полагает Ольга Шарыгина.

По ее мнению, в третьем квартале 2020 года к упущенной выгоде, вызванной отсутствием международных туристов, добавятся ограничения, по-прежнему затрагивающие российских граждан — меньшее предложение маршрутов и низкая транспортная доступность, наличие риска для здоровья, отмена мероприятий, экономическая неопределенность.

Эксперты считают, что позитивные изменения, скорее всего, наступят только в будущем году и будут связаны с восстановлением внешнего туристического потока.

«Возобновления зарубежного спроса и частичного восстановления докризисных показателей гостиничного рынка, в частности, по загрузке, мы ожидаем с наступлением летнего сезона следующего года. Перенесенные на этот период события — ПМЭФ и Чемпионат Европы по футболу — станут хорошим подспорьем для отельеров», — отмечает Евгения Тучкова.

С ней согласен заместитель генерального директора ООО «Пулково Скай» Владимир Федоров. По его мнению, драйвером восстановления въездного туризма должен стать событийный туризм. Он также выделяет такие события, как матчи Чемпионата Европы по футболу, Петербургский международный экономический форум, знаковые ежегодные городские культурные фестивали.

Тем не менее восстановление рынка будет происходить медленно.

«Прогнозируется, что спрос будет оставаться подавленным в течение более длительного периода времени, чем после кризисов 2008 и 2014 годов. Это связано с такими факторами (особенно влияющими на иностранный и деловой турпоток), как ограничения на перемещения, меры социального дистанцирования, слабый уровень доверия туристов», — считает Ольга Шарыгина.

Алена Волобуева также уверена, что восстановление туриндустрии будет длительным и тяжелым.

«Проведение главных международных и региональных культурно-досуговых, деловых и спортивных мероприятий перенесено на 2021–2022 годы. В подобных условиях мы не прогнозируем достижения рынком доковидных показателей ранее 2022–2023 годов», — говорит она.

Ольга Шарыгина прогнозирует, что ближайшие 6–12 месяцев спрос восстановится до 60–80% от уровня 2019 года за счет внутреннего спроса.

«Восстановление гостиничного рынка до показателей 2019 года прогнозируется в 2022–2023 годах», — заключает она.

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris|Part of the CBRE Affiliate Network с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.