Публикации в прессе

С большими проектами в Петербурге последнее время как-то не складывается...

18 Февраля 2013, 18:54
С большими проектами в Петербурге последнее время как-то не складывается. «Набережная Европы» изменилась до неузнаваемости, по Юнтолово город расторгает договор с инвестором через суд, а в Апраксином Дворе решил сменить партнера… Как вы думаете, на этом ревизия «стратегического наследия» закончится? Или пересмотру подвергнут еще какие-то масштабные проекты? Кто следующий на очереди?



Павел Андреев,
генеральный директор компании Л1:


– Жизнь не стоит на месте, обстоятельства меняются, возникают новые требования. Мне кажется, в сложившейся ситуации бизнес должен быть более осторожным, может быть, более консервативным.

Масштабные и долгосрочные проекты сегодня связаны с серьезными рисками. Впрочем, это и в мировой практике так…

Андрей Розов,
руководитель филиала Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге:


– Главная сложность заключается в том, что точного ответа на вопрос «Кто на очереди?» не может дать никто. По крайней мере, если мы говорим о коммерческих организациях, работающих в Петербурге. А значит, потенциально любой проект может быть пересмотрен. Огорчает то, что рынок становится менее прозрачным. А прозрачность — один из ключевых показателей, который оценивают инвесторы, принимая решения об инвестициях в тот или иной регион.

Борис Мошенский,
гендиректор компании Maris | Part of the CBRE Affiliate Network.:


– Проблема состоит не в том, какие еще проекты будут пересмотрены, а в том, что подобные ревизии стали неотъемлемым атрибутом административно-командного регулирования различных сфер экономической жизни. Практически всегда такое происходит при смене чиновников. Три упомянутых проекта — далеко не полный перечень. Есть уйма более мелких компаний, которые сталкиваются с тем, что на любом этапе реализации их проекта могут измениться правила игры или, например, как это было недавно, случается «заморозка» в выдаче градпланов, разрешений и согласований. Все это не добавляет оптимизма девелоперам любого уровня, будь то крупная корпорация или небольшая строительная фирма. Я уже не говорю об иностранных инвесторах, которые и так-то с большой осторожностью относятся к девелоперскому бизнесу в России. А подобные «акции» могут окончательно отбить желание заниматься масштабной инвестиционной деятельностью.

Фундаментом развития строительной отрасли должны быть четкие и прозрачные правила. В противном случае девелопмент так и будет оставаться высокорискованным бизнесом в России, и мы не увидим в ближайшем будущем даже намека на снижение цен во всех сегментах рынка недвижимости.

Лев Пукшанский,
вице-президент УК «Морской фасад»:


– Петербургу обязательно нужны масштабные и яркие проекты. И они, конечно, будут. Не может такой мегаполис жить серенькой жизнью. О судьбе конкретных строек говорить сложно, ибо не знаю деталей. Любая власть справедлива, если подвергает ревизии то, что было до нее. Ревизия — не значит отмена, это новый взгляд на изменившиеся условия в экономике, законах и пр. И я бы не стал оценивать, правильно или неправильно поступает власть. Ничего не менять нельзя, это застой, но должна быть преемственность. Иначе возникает такой уровень неопределенности, который превращает проекты, в том числе и хорошие, в прожекты. Преемственность — это имманентное качество позитивного инвестиционного климата.

Роман Евстратов,
директор департамента торговой недвижимости компании S. A. Ricci:


– Нужно разделять начатые проекты и те, которые находятся в разработке. Насколько я знаю, в основном отменены те масштабные проекты, которые находились на уровне идеи. Исключение — «Набережная Европы» и Апраксин Двор. Остальные более-менее успешно развиваются: «Морской фасад», «Балтийская жемчужина», «Северная долина» и др. Будем надеяться, что на этом «чистка» закончится.

Александр Шарапов,
президент NAI Becar:


– К сожалению, в России смена власти всегда приводит к пересмотру договоренностей с бизнесом. И увы, об этом знают иностранные инвесторы. Это одна из отрицательных сторон репутации, которая сложилась у страны. Эта традиция, надеюсь, будет преодолена. Потому что в долгосрочном плане соблюдать договоренности всегда выгоднее, даже если со временем они кому-то представляются не очень правильными.

Но вообще я оптимист и верю в здравый смысл. То есть считаю, что пересмотрено уже достаточно проектов, и властям пора на этом остановиться.

Алексей Шашкин,
генеральный директор института «Геореконструкция»:


– Прогнозировать можно, когда понятна общая стратегия города, а сейчас это не так. Единственная инициатива новой петербургской власти — реконструкция двух кварталов центра, но и она предъявлена не очень четко. Амплитуда возможных решений очень велика — от массового расселения домов, что вряд ли возможно, до простого устройства пешеходных зон, что совсем не ново и скорее имитирует реконструкцию, чем воплощает ее. Власть демонстрирует равноудаленность от бизнеса, никаких стратегических инвесторов больше нет.

Появления новых амбициозных проектов ждать не приходится. Но защита города от непродуманных идей не может заключаться в том, чтобы ничего не строить вообще. Похоже, Смольный взял на вооружение предложение режиссера Александра Сокурова — объявить пятилетний мораторий на любые проекты, по крайней мере, в центре. На том основании, что плохо строят. Но это все равно что объявить пятилетний мораторий на производство отечественных фильмов. На том основании, что плохо снимают.

Александр Гутман,
генеральный директор компании «Монолитстрой»:


– Мне трудно выявить здесь какую-либо тенденцию. Я не знаю, насколько взвешенно аргументируют свою позицию защитники природы в Юнтолово. «Набережная Европы» все-таки будет существовать, хотя и в сильно измененном виде. Что касается Апраксина Двора, то здесь проблемы объективные. Думаю, что все стороны, заинтересованные в его реконструкции, недооценили реальную ситуацию, недостаточно глубоко и тщательно изучили объект. Это обоюдная ошибка инвесторов и города.

Рафаэль Даянов,
руководитель АМ «Литейная часть‑91»:

– Давайте посмотрим с позиций здравого смысла: если предлагают снести половину сооружений Апраксина Двора, вторую половину поднять на два этажа, устроить там огромный гараж, не подумав, как туда заезжать и как оттуда выезжать… Так, может быть, это не проект и был? Хочется надеяться, что будут остановлены недопроекты. Можно много рассуждать о том, что хорошо бы проложить подземный тоннель от Марсова поля до Новой Голландии, но разве это можно осуществить? И нужно ли?

Александр Перминов,
генеральный директор ОАО «Паритет Групп»:


– Все зависит от того, какие цели ставит перед собой администрация города. Если речь идет о поиске более эффективных девелоперов — это одна ситуация, и в этом случае ревизия крупных проектов вскоре завершится. Если же установка сделана на самодостаточноть Петербурга на нынешнем этапе — то пересмотр проектов (или отказ от некоторых) продолжится. Ответа на этот главный вопрос пока не знает никто.

Дмитрий Синочкин, Юлия Михеева, Халмурат Касимов, Наталья Андропова, Елена Кузнецова

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.