Прагматизм по-шведски
Построить красивое здание за определенную сумму и постараться продать его немного дороже — самый простой и неинтересный способ получить выгоду от хорошей архитектуры, считает владелец и руководитель компании Магнус Монссон. Разговор о материальных ценностях, создаваемых зодчими, он начал с опыта построения бренда для крупнейших городов мира. По его мнению, эту проблему пора включить в повестку дня и в Петербурге.
Каменные бренды
Г‑н Монссон привел несколько известных примеров, в частности Барселоны, Бильбао и Парижа, когда отдельные архитектурные и градостроительные проекты становились символами городов и помогали создавать новую экономическую реальность.
«Католическая церковь теряла власть на севере Европы, когда Папа Римский Сикст V решил изменить средневековый Рим с помощью барочной архитектуры. Две доминанты: площадь перед собором Св. Петра и Пьяцца-дель-Попполо — превратили декадентский город в процветающую столицу, — напомнил присутствующим г‑н Монссон. — Однако в 2000 году город решил, что ему нужны десять новых архитектурных монументов мирового качества. Там появились церковь по проекту Ричарда Мейера, музей современного искусства MAXXI, спроектированный Заха Хадид, и еще восемь ярких проектов. Интересно, когда город с богатейшим историческим наследием решается на смелые шаги. Мне представляется, что в интересах Петербурга и бизнеса было бы создать десять архитектурных символов, которые усилили бы притягательность места».
SEMRЕN&MАNSSON внесла вклад в брендинг шведского города Гетеборга, где находится ее штаб-квартира. Ей принадлежат проекты отелей AVALON и Post. Последний входит в сеть гостиниц Clarion и размещен в историческом здании почты, построенном около ста лет назад в центре города рядом с железнодорожным вокзалом.
«Мы долго и спокойно вели переговоры с национальным архивариусом, который ведает охраной памятников в Швеции, и выпили тонны кофе, прежде чем удалось нащупать главную идею, — вспоминает зодчий. — Мы решили, что нужно открыть неиспользуемое здание для людей, чтобы они смогли увидеть интерьеры и бывший почтамт снова стал частью города. Мы показали, что есть инвестиционные силы, которые помогут обеспечить сохранность исторических ценностей».
В итоге, максимально сохранив фасад и главные элементы интерьеров, архитекторы вписали в П‑образное здание объем в форме расколотого кристалла — современную часть отеля. Объект с 2012 года упоминается в международных справочниках, фигурирует на туристических сайтах.
Примером того, как архитектуру можно использовать для создания и усиления корпоративного бренда, послужило новое здание фабрики по производству жевательного табака Swedish Match. «Бизнес ее владельцев зависит от лояльности сотрудников. Когда завод переносили на новое место, важно было сохранить персонал. Хотя работникам предстояло ездить на работу лишние 25 км. Руководство предприятия попросило создать здание с высокой архитектурной значимостью. В результате этой и других мер 87% сотрудников остались на фабрике».
Время считают в евро
Гостей делового завтрака преимущественно интересовали вопросы жилищного строительства и девелопмента по-шведски. Совсем недавно SEMRЕN&MАNSSON спроектировала жилой дом в Стокгольме, все 75 квартир в котором были проданы за один час по 6000 евро/кв. м. При серьезном дефиците жилья в столице Швеции средний срок реализации такого дома — месяц. Секрет, по словам Магнуса Монссона, состоял в мощной маркетинговой кампании, в рамках которой, не жалея денег, раскручивали архитектурный облик и внутренний дизайн дома, связывая все это с качеством и стилем жизни в нем.
Себестоимость строительства в столице составляет, по словам г‑на Монссона, около 3500 евро за метр. При этом квартиры в домах совсем невелики. Шведы умеют считать деньги, а недостаток метража привыкли компенсировать открытыми планировками, объединяя кухни с гостиными. Чтобы снизить себестоимость метра, главная составляющая которой — зарплата, шведы сводят к минимуму сроки стройки. При этом на решение всех бюрократических вопросов уходит года три.
«За это время мы разрабатываем проект и находим инвестиции, — поясняет Магнус Монссон. — Это всегда риск, потому что начинаем работать, не получив разрешения. Кроме того, в Швеции демократия, поэтому любой человек может обжаловать любое решение».
Зато на само строительство и отделку уходит, как правило, не больше года. Идет настоящая битва за время — это главный экономический регулятор. Местные строители максимально используют конструкции и модули заводского изготовления, требуя от поставщиков высокой точности в размерах. Тогда монтаж на площадке идет очень быстро. Особое внимание уделяется качеству отделки и оборудования квартир. Без этого жилье не идет в продажу. И архитекторы тратят на разработку интерьеров не меньше сил, чем на фасады.
Жилой LEGO
В России SEMRЕN&MАNSSON проектирует сейчас около 500 000 кв. м.
«Два года назад мы открыли представительство в Петербурге, — уточнил г-н Монссон. — И примерно 20% нашей работы сейчас приходится на Россию. Если не произойдет перемен к худшему, этот рынок окажется очень интересным. И здесь, и в Швеции у людей примерно одинаковые ощущения от массовой застройки, которая по рациональным соображениям возникла в 1950–60-е годы. Мы стремимся избегать монотонности в архитектуре, но руководствуемся разумными доводами».
Пока по шведскому проекту строится только жилой квартал «Астрид» в Колпино, созданный по заказу компании «СПб Реновация». Благодаря тому, что в компании работают и шведские, и отечественные архитекторы, удалось добиться соответствия проекта российским строительным нормам, но сохранить концепцию.
«Разноцветные дома, стоящие в ряд, совершенно идентичны по внутренней структуре, решению лестничных маршей и пр., — отмечает архитектор. — Но четыре-пять цоколей, видов окон и крыш можно скомбинировать в огромное число вариантов. С другой стороны, для производителей конструктива этих вариантов не слишком много, и издержки невелики. Один дом по-петербургски пристраивается вплотную к другому, несколько домов образуют квартал, за вторым кварталом идет третий, и эти вариации не позволяют навевать тоску. Разные цвета фасадов помогают человеку идентифицировать дом как свое жилье. Даже если вам пять лет, вы легко найдете дорогу домой. С коммерческой точки зрения это ключ к успеху».
Мнения экспертов
Денис Алексеев, директор проектов ООО «СПб Реновация»:
– Компания SEMRЕN&MАNSSON, согласившись работать с нами, продемонстрировала завидную смелость. У нас был цикл встреч со шведскими архитектурными мастерскими, но все выжидали, хотели сначала посмотреть, что у нас получится.
Если говорить о ценности архитектуры в жилом девелопменте, то в первой очереди «Астрид» на стадии котлована было продано 70% товарного запаса. То, что делают шведы, несомненно, постмодернизм, но постмодернизм, повернутый к человеку. Их идеи экономичны в строительстве, ликвидны на рынке и удобны для жизни. Мы принимаем работу от команды г‑на Монссона максимум со второго раза. Это касается и архитектуры, и планировок. И я не исключаю, что через три-четыре года начнем продавать квартиры так же, как шведы: не просто с полной отделкой, но и с кухней, и со встроенной техникой.
Ирина Онищенко, генеральный директор Центрального управления недвижимости, директор по продажам управляющей компании ГК «Эталон»:
– Мы объявляем на наши объекты архитектурные конкурсы, потому что к стандартным решениям пора что-то добавлять. Лично мне импонирует в шведских проектах то, что они обращены к человеку. В том, что даже ребенок легко ориентируется, потому что его дом отличается от других, — огромный смысл. Всем хочется, чтобы дом был эмоционально теплым местом. В проекте «Астрид» воссоздается облик Петербурга в современном осмыслении. В нашем квартале «Царская столица» развивается похожая идея. Что касается конструктива, технологий, надо смотреть, как они впишутся в наши условия.
– Я участвовал в создании «Келлерман центра», где заказчики были из Швеции, и могу сказать, что шведские идеи могут быть успешными в России. Думаю, время скандинавской архитектуры у нас наступает только сейчас. Еще несколько лет назад, когда все бизнес-интересы сводились к доходности с квадратного метра, в сознании просто не укладывалось, что можно говорить об объекте архитектуры как бренде.
Александр Шафранский,
заместитель генерального директора компании «КВС»:
– Шведы предлагают совершенно адекватные вещи, люди вполне готовы к восприятию такой архитектуры. А вот по поводу адаптации иностранных проектов к нашим нормативам я испытываю обоснованный скептицизм. С зарубежными зодчими хорошо работать по конструктиву, они рационально подходят к его выбору, тщательно считают расход бетона, арматуры и т. д. Российские архитектурные бюро чаще стремятся нарисовать красивый фасад, а «начинка» для них вторична.
Наталья Андропова