Публикации в прессе

Петербург становится все гостеприимнее

25 Февраля 2011, 13:56
Номерной фонд петербургского гостиничного рынка заметно увеличился в 2010 году и в 2011-м, похоже, сохранит темпы роста.

 Но это может создать определенные трудности – заполняемость отелей и так невелика, лишь в высокий сезон она достигает 80-90%, а 100% – только в период белых ночей. 
За минувший год гостиничный фонд Петербурга, как подсчитали в NAI Becar, пополнился на 1,3 тыс. номеров. Это меньше, чем в 2009 году, когда прирост составил 1,4 тыс. номеров, но если сравнивать с более ранними показателями (в 2006-м – прирост всего 153 номера, в 2007-м – 524), то ситуация выглядит вполне прилично. 
При сохранении набранных темпов ввода на уровне 1,3-1,4 тыс. номеров в год, среднеевропейский показатель (7 номеров на 1000 жителей) будет превзойден в течение ближайших трех лет, прогнозируют эксперты.


Прибыль по сезону 
Пока же, по данным Becar, на конец 2010 года в Петербурге действует 640 гостиниц с общим номерным фондом 28,2 тыс. номеров. Впрочем, если брать в расчет только качественные отели уровня «3-5 звезд», то цифра получится другая – около 17,5 тыс. В Maris | Part of the CBRE Affiliate Network и вовсе предлагают оперировать цифрой 14,7 тыс. номеров, исключив из итоговой суммы мини-отели и ведомственные гостиницы. 
Казалось бы, для такого города как Петербург 15-17 тыс. качественных номеров – это немного – по данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам и Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, в 2010 году Северную столицу посетили 4,8 миллиона человек. И тем не менее до абсолютной заполняемости еще далеко. Например, средняя загрузка в «Ренессанс Санкт-Петербург Балтик Отеле» (102 номера) в прошлом году составила 65%, в отеле «Кортъярд Марриотт Санкт-Петербург Васильевский» (214 номеров) – 60% (эти показатели лучше, чем в 2009-м, отмечают в Marriott International). 
Главный «виновник» – пресловутый сезонный фактор. Максимальный наплыв гостей город переживает с середины апреля до начала октября. Пик приходится на период белых ночей: конец мая – начало июля. В это время дефицит отелей ощущается весьма остро, как следствие – и без того высокие цены взлетают до запредельных значений. 
«На протяжении последних нескольких лет среднегодовая заполняемость в течение высокого сезона составляет 80-90%, несмотря на почти двукратное увеличение цен. В период белых ночей, а также во время проведения Международного экономического форума (начало июня) большинство отелей имеют 100-процентную заполняемость. В низкий сезон отели загружены в среднем на 40%, а в среднем за год заполняемость – чуть более 50%», – поясняют в Colliers International. 
В течение высокого сезона (с мая по сентябрь) 2010 года, по данным консультантов, заполняемость отелей находилась на уровне 82%, а в низкий сезон – в два раза меньше. В течение года средний уровень загрузки отелей – 52%, что выше прошлогодних показателей на 4%. 

Спасение на воде 
Цены в отелях уровня «3-5 звезд» довольно высоки по сравнению с европейскими. В 2010 году в четырех самых дорогих и престижных отелях Петербурга – «Гранд Отель Европа», «Астория», «Кемпински» и «Коринтия Невский Палас» – средневзвешенная стоимость номера по гостинице колебалась в пределах 27-41 тыс. руб. в сутки, не считая НДС. В остальных отелях категории «5 звезд» стоимость проживания в течение года составляла примерно 10 тыс. руб. за номер в сутки. 
Стоимость проживания в отелях категории «4 звезды» в 2010 году оставалась на уровне 5,3 тыс. руб. за номер в сутки, «3 звезды» обходились туристу в среднем в 3 тыс. руб. за номер в сутки. 
Хотя влияние кризиса постепенно затухает, туристы все еще стремятся к экономии, выбирают менее презентабельные варианты. «Нашими услугами пользуются в основном российские туристы, – говорят в службе бронирования гостиниц vpiter.com. – В 2010 году количество бронирований, действительно, возросло. Но самыми популярными были номера уровня «2-3 звезды», а диапазон желаемых цен варьировался от 1 тыс. руб. до 3,5 тыс. руб. за ночь». 
Иностранные туристы тоже не прочь сэкономить. Многие считают для себя оптимальным вариантом вовсе обойтись без гостиницы, выбирая туры на корабле. Тем более что в 2010 году был введен безвизовый 72-часовой режим для пассажиров паромов и круизных лайнеров, открыто паромное сообщение между Петербургом и Хельсинки, а позже – и Стокгольмом. Таким образом, морские перевозчики забирают часть потенциальных клиентов у «приземленных» отельеров. Эксперты констатируют: в перспективе система морских перевозок будет только развиваться, так что сухопутным отелям придется расстаться еще с какой-то частью прибыли.


От тройки к пятерочке 
Поскольку спросом сейчас пользуются недорогие апартаменты, логично предположить, что активнее всего будет развиваться именно этот сегмент. И в самом деле, в 2010 году среди семи открывшихся отелей (в расчет берутся объекты, в которых насчитывается свыше 50 номеров) большинство имеют уровень «3 звезды». Так, летом начали работу трехзвездочные Courtyard Marriott St.Petersburg Center West/Pushkin Hotel (наб. канала Грибоедова, 166) и Red Stars Hotel (Дровяной пер., 2). На сентябрь пришлось открытие Park Inn Невский (Невский пр., 89-91) такого же класса, а в конце года открылся апарт-отель Staybridge Suites St. Petersburg на Московском пр., 97Б. 
Высококлассных отелей было построено меньше. Январь ознаменовался открытием четырехзвездочного отеля Reval Hotels Sonya на Литейном пр., 5/19, который, правда, летом был переименован в Radisson Sonya Hotel St. Petersburg (произошла смена оператора). В июне заработал «Новый Петергоф» (Петергоф, Санкт-Петербургский пр., 34) – «4 звезды». Месяцем позже открылась вторая очередь «Талион Империал Отель» категории «5 звезд» на наб. Мойки, 59. В конце года состоялось открытие гостиницы La Viva (пос. Репино, Вокзальная ул., 1, – «4 звезды»). 
Но уже в текущем году ситуация кардинально изменится. Основной прирост (52%) ожидается как раз в пятизвездочном сегменте. Речь идет о таких проектах как Four Seasons Hotel Lion Palace на Вознесенском пр., 1/12; W Hotel на Вознесенском пр., 6; Swissotel (ул. Правды, 10), Domina Prestige (Большая Морская ул., 54), «Шувалов» (Почтамтская ул., 5). 
Будут презентованы туристам и отели уровня «4 звезды»: в I квартале 2011 года откроются Crowne Plaza на Лиговском пр., 61-63, а в IV квартале – еще один отель той же сети, на Стартовой ул., 6. Во II квартале обещают ввести гостиницу Demetra Art Hotel на ул. Восстания, 44. 
С трехзвездочными новыми объектами налицо явный недобор. Сейчас анонсированы лишь проекты Domina Prestige на Большой Морской ул., 54 (откроется во II квартале), и «Александр Хаус» (Дровяной пер., 2, – I квартал 2011 года). 
В такой ситуации многие туристы неизбежно обратятся к темной стороне рынка – речь идет о многочисленных отелях, созданных на базе бывших коммунальных квартир и предлагающих весьма демократичные цены. У большинства таких гостиниц нет разрешений на перепланировку, отсутствуют обособленные входы, парковки, не хватает помещений для персонала. В ноябре 2010 года, по итогам проверки мини-отелей, городская прокуратура возбудила 17 дел об административных правонарушениях, внесла шесть представлений и приостановила деятельность одной гостиницы.


Жизнь наладится 
Большинство отельеров считают смещение спроса в дешевый сегмент и неполную загрузку отелей временным явлением и уповают на значительное увеличение потока туристов. Они надеются на дальнейшее восстановление мирового рынка после кризиса. Кроме того, надежды на рост туристического потока связаны и у девелоперов, и у чиновников с реконструкцией аэропорта «Пулково», пассажиропоток которого планируется увеличить к 2014 году до 17,5 миллиона человек, а также с завершением строительства крупных конгрессно-выставочных центров, что приведет к росту деловой активности. 
«Прогноз достаточно позитивный, мы ожидаем увеличения туристического потока процентов на 10. Это связано, прежде всего, с меньшими ценами на размещение, по сравнению с предыдущими годами (в первую очередь речь идет, конечно, о низком сезоне. – Ред.), с нестабильной политической ситуацией в местах массового туризма на африканском континенте (это тоже несколько увеличит количество туристов). Остановить рост потока гостей может увеличение стоимости энергоносителей, что приведет к неконтролируемому росту цен на проезд, но основные игроки (РЖД, крупные авиационные компании) пока этого не обещают», – рассказали специалисты отеля «Санкт-Петербург». 
В перспективность питерского рынка верят иностранные операторы. Их присутствие уже довольно заметно. По состоянию на начало 2011 года в нашем городе представлено девять крупных международных гостиничных сетей: Rezidor (39,7%), Sokos (13,8%), Inter Continental (11,4%). На долю остальных приходится 35,1%, речь идет о сетях Accor, Rocco Forte Hotels, Kempinski, Corinthia, Orient Express, Marriott. На долю иностранных отельеров приходится 38% качественного (категорированного) номерного фонда – это 20 отелей с общим номерным фондом 6,7 тыс. номеров. 
В 2011 году доля операторов-иностранцев вырастет еще больше. Так, Maris | Part of the CBRE Affiliate Network прогнозирует приход четырех новых международных операторов, ранее не представленных городе: Starwood Hotels and Resorts, Four Seasons Hotels and Resorts, Fairmont Raffles Hotels, Domina Hotels and Resorts. Существенно увеличит свое присутствие на рынке гостиничной недвижимости Inter Continental Hotels Group благодаря открытию уже упомянутых двух отелей уровня «4 звезды» Crowne Plaza. 
В первую очередь, ставка делается, конечно, на иностранных туристов. Они и номера выбирают более дорогие, и на сопутствующие услуги тратят больше. Однако, что касается соотношения российских и иностранных туристов, то оно в течение последних пяти лет существенно не меняется, говорят в Colliers. Около 55% въездного потока приходится на российских туристов и 45% – на иностранных. Иностранный туризм в Петербурге представлен в основном гражданами Финляндии, стран Балтии, США, Германии, Франции, Великобритании и азиатских стран – Китая, Японии, Южной Кореи.


Вынужденное повышение 
Несмотря на увеличение объема предложения, операторы снижают цены и применяют различные скидки, в основном, в низкий сезон. Высокая стоимость кредитов, рост коммунальных платежей, инфляция – это основные причины, толкающие отельеров к ежегодному повышению цен. 
Мини-отели не могут идти на снижение даже в «бестуристический» период. «Борьба за каждого гостя с крупными отелями продолжается. Практически все большие отели нашего города значительно уменьшили цены в низкий сезон, мини-отели себе не могут этого позволить», – отмечает Жанна Саргсян, генеральный директор отеля Shelfort. 
В целом, по прогнозам Maris | Part of the CBRE Affiliate Network, стоимость проживания в 2011 году в петербургских отелях вырастет примерно на 10%. Северо-Западное отделение Российского союза туриндустрии (РСТ) призвало петербургские отели не повышать цены. По мнению специалистов РСТ, приток туристов в следующем году будет зависеть от стоимости сервиса. Чьи цены окажутся более привлекательными, в ту страну и поедут туристы. РСТ ссылается на данные Всемирной туристской организации (UNWTO), согласно которым в 2010 году предполагается подъем международного туризма на 3-4%. Есть мнение, что увеличение цен в гостиницах города поставит под угрозу рост в этом сегменте. 

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.