Публикации в прессе

Петербург: охранители думают, памятники рушатся

7 Сентября 2012, 13:31
Привычная для Западной Европы схема, когда памятники архитектуры сдаются в частные руки и таким образом сохраняются для потомков, в Петербурге все еще не прижилась.

Инвесторы, архитекторы и государство пока ищут тонкую грань, которая позволила бы, с одной стороны, не превращать дворцы в новоделы, с другой, не позволить им разрушаться естественным путем только по той причине, что на консервацию у бюджета нет денег. В Петербурге сегодня насчитывается около 4 тысяч исторических зданий, многие из которых требуют больших вложений.

- Сохранение не должно препятствовать развитию, - говорит Святослав Гайкович, вице-президент Союза архитекторов Северной столицы. - Нужно видеть разницу между Эрмитажем и каким-нибудь малозначимым флигелем. А пока заботятся о каждом кирпиче, здания падают.


Архитекторы и девелоперы считают удачным пример «Стокманна», когда был восстановлен фасад, притом что функция здания и его «начинка» изменились. Именно такой вариант, говорят инвесторы, устраивает большую часть из них. Но основной вопрос заключается в самой целесообразности восстановления того или иного объекта.


- К примеру, государство установило порог «неустранимой аварийности», при достижении которой здание можно сносить, - говорит Борис Мошенский, гендиректор Maris Part of the CBRE Affiliate Network . - Это износ в 70%. Так вместо того, чтобы тратить кучу денег на реставрацию с неизвестным результатом, появилась мода: сделаем так, чтобы здание «случайно упало». Все подводится под экспертизу, что объект достиг этих 70%.


- Нет зданий, которые нельзя было бы спасти, - говорит Гайкович. - Но другой вопрос, есть ли смысл в каждом конкретном случае. А злоупотребления существуют в любых сферах.
Инвесторы отмечают кроме сложных согласований по реконструкции и ряд других проблем.


- К примеру, восстановили Елисеевский магазин, - говорит Елена Прозорова из Maris. - Но теперь владелец не может получить компенсации по платежам, поскольку за работами наблюдал Минкульт, а не КГИОП.


- Или как было с Фрунзенским универмагом, - добавляет Мошенский. - Его купили на торгах с целью снести. Но затем здание было внесено в список вновь обретенных памятников. И теперь эффективно использовать его в коммерческих целях почти невозможно.


В Европе за последние 30 лет появилась такая специализация в области госуправления, как «менеджмент наследия». Там существует несколько способов решения проблемы, говорит Прозорова.


- Это приватизация исторических зданий с обременением, редевелопмент под современные нужды, создание туристического объекта или креативных пространств для выставок. Для этого используется либо субсидирование проектов, когда часть денег дает государство, либо стимулирование в русле налоговых льгот. При этом создаются и ежегодно обновляются списки объектов культурного наследия. Эти реестры находятся в общем доступе.

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.