Офисный винегрет
Но анализ арендаторов бизнес-центров показал, что их состав внутри отдельных зданий никак не регулируется и не отслеживается, наполнение офисных центров хаотично и непредсказуемо. Но «винегрет» из арендаторов, который характерен для петербургских бизнес-центров, может быть разделен на некие «ингредиенты».
Так, результаты исследования показали, что основными арендаторами в бизнес-центрах всех классов являются компании, относящиеся к сфере услуг для бизнеса. Они составляют42%, 45% и 59% для бизнес-центров классов А, В+ и В-соответственно. Однако состав компаний, входящих в сектор услуг для бизнеса, для разных классов бизнес-центров будет разным. В случае класса А большую долю составляют юридические и консалтинговые услуги, а также компании, работающие в сфере недвижимости. Бизнес-центры класса В+ отличаются наличием большого числа строительных компаний и компаний, предлагающих стройматериалы. В классе В- доминируют логистические услуги, а также мелкие строительные и ремонтные организации.
Каждый класс бизнес-центров охарактеризован наличием компаний того или иного сектора, для которых этот класс предпочтительнее. Так, компании из финансового сектора составляют 20% всех финансовых компаний арендующих помещения в бизнес-центрах класса А. В то время как этот же сектор составляет лишь 4% и 1% для классов В+ и В-. Доля компаний сферы информационных технологий больше в бизнес-центрах класса В+ (10%), а для класса В- характерно наличие компаний производственного сектора (22%).
Арендаторами высококлассных бизнес-центров являются в основном компании с длительной историей. Количество арендаторов в бизнес-центрах класса А, время присутствия которых на рынке составляет более 15 лет (65%), почти в два раза превышает количество компаний, появившихся после 1997 года (35%). Это может говорить о больших возможностях компаний с большим стажем на рынке, их финансовой обеспеченности и необходимости в статусных офисных помещениях.
Что касается офисных центров классов В+ и В-, то в них картина распределения компаний по времени присутствия на рынке меняется в сторону увеличения молодых компаний. В бизнес-центрах класса В+ их количество составляет 60%, а в бизнес-центрах класса В- -79%. Крометого, с понижением класса бизнес-центра увеличивается доля компаний, которые присутствуют на рынке менее пяти лет.