Публикации в прессе

Неотъемлемая часть

6 Августа 2014, 16:26
Парки - в любой культуре и любой исторический период всегда занимали важную часть в формировании городского пространства. Менялись виды оформлений, функциональная нагрузка, целевая аудитория парковых пространств, но всегда эти места занимали важную часть в жизни, как малых городов, так и мегаполисов. В России подходы к оформлению искусственных парков также менялся от эпохи к эпохе.

Изначально это были исключительно закрытые места, отдыхать в которых доводилось узкому кругу лиц привилегированных та тот момент слоёв населения. Однако даже в дореволюционный период, садово-парковое искусство не стояло на месте. На смену друг другу приходили различные разновидности парков, а постепенно места эти становились всё более общедоступными. Затем наступил уже Советский этап, при котором парки стали по-настоящему демократичными. Помимо этого у них появилась новая смысловая нагрузка. К функционалу парков добавлялась, к примеру, общественно-спортивная составляющая. Также в начале 20 века бурно начал развиваться формат развлекательных парков с аттракционами.

Затем, как и для многих отраслей жизни страны для паркового искусства настал тяжёлый период 90-ых, когда всюду наблюдались упадок и запустение. По причине отсутствия финансирования и общей схемы развития часто парки превращались в полудикие заросшие и замусоренные пространства, с обветшалой инфраструктурой и стихийной организацией мало приглядной торговли. Ярким примером того периода стал "Парк Горького" в Москве, считавшийся одним из самых неприглядных в городе. Однако затем этот же парк стал не менее ярким примером нового видения парковой культуры в России. После реконструкции "Парк Горького" превратился в одно из любимейших мест отдыха Москвичей и гостей столицы. При этом пространство сконструировано так, что одновременно позволяет организовать практический любой вид досуга для любой целевой аудитории, параллельно принос не малую прибыль но, не скатываясь к бездушной коммерции.

Пример этот стал заразителен и теперь Власти Москвы, судя по всему, решили вдохнуть новую жизнь и в другие парки города. К примеру, активно ведётся работа над обновлением "Сокольников" и воссозданием парка в "Зарядье" Также недавно, Мэр Москвы, Сергей Собянин объявил о решении создать крупнейший городской парк, объединив ВДНХ, Ботанический сад и Останкинский парк. Во исполнение данного решения принимается постановление Правительства Москвы "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 16 августа 2011 г № 367-ПП и от 25 декабря 2013 №897-ПП", которые предусматривают передачу парков из ведения Департамента культуры в ведение Департамента городского имущества. В дальнейшем будет проведено слияние ОАО "Культурно-спортивный парковый комплекс "Останкино" с ОАО "Выставка достижений народного хозяйства".

Парковый ренессанс

Пока ещё не слишком активно, но робкие попытки развития этого вопроса проявляет и Петербург, который в России является родиной профессионального паркового искусства. Здесь тоже понимают всю необходимость нового витка развития оформления старых парков и создания новых. И всё же пока, к сожалению, уровень развития парков и рекреационных зон в новых городских районах находится на низком уровне. В основном за обеспечение жилых районов парками и рекреационными пространствами отвечают объекты, созданные в советский период и ранее. Наиболее коммерчески активна рекреационная зона Крестовского острова: парк развлечений, кафе и рестораны, спортивные объекты. Именно Приморский парк победы обладает высоким потенциалом для "осовременивания" в духе Парка Горького - он удобен для посещения и уже обладает высокой популярностью.

Игоря Кокорева, руководителя отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg, в городе не хватает различных форматов - скверов в центре города, а центральная часть особо остро испытывает дефицит в зеленых насаждениях; во многих периферийных, "спальных" районах не хватает благоустроенных, насыщенных инфраструктурой городских парков, каким, например, является Московский парк Победы. При этом в районах новой массовой жилой застройки созданию подобных парков уделяется мало внимания", - отметил специалист.

Кирилл Акиньшин, руководитель отдела консалтинга и оценки компании Maris в ассоциации с CBRE, говорит о том, что в Петербурге много парков и скверов, но они имеют низкий уровень функционального и инфраструктурного развития. "Например, Шуваловский парк, расположенный в Выборгском районе имеет богатую историю и несколько исторических объектов на своей территории, но парк давно запущен: деревья падают, озера загрязнены, нет скамеек. Это картина повсеместна, такие "забытые" государством зеленые зоны есть в Кировском районе, Московском и т.д. Многие петербургские парки не имеют навигации, туалетов, дорожек, не оборудованы точками питания и иногда небезопасны", - добавил эксперт.

Прибыльность с душой

При этом понятно, что современный парк - это не только место для прогулок, но и потенциально коммерчески прибыльный проект. Однако в вопросах организации бизнеса в парках важно не переступить грань бездушности, которая убивает такое пространство, как, прежде всего место для отдыха. Среди примеров рекреационных парковых зон, где коммерческая инфраструктура организована наиболее грамотно и эффективно, в первую очередь следует назвать такие проекты, как "Новая Голландия" и "Петровский Арсенал". Концепция данных проектов изначально предполагает создание общественных зон с внедрением коммерческих составляющих, которые представлены ресторанными зонами, фуд-маркетами, мастер-классами и т.д. Наличие этих функций в проектах призвано максимально отвечать потребностям посетителей.

Ольга Шарыгина, управляющий директор департамента Управления активами NAI Becar, говорит о том, что наибольшим потенциалом для развития обладают "Парк 300-летия", у него чудесная локация и романтическая атмосфера. "Также можно назвать "Парк Победы", который у многих ассоциируется с культовым местом, поскольку расположен рядом с СКК, куда приезжают мировые звезды и проводятся наиболее масштабные концерты. Еще одним примером является "Александровский парк" у метро Горьковская. Парк находится рядом с центром города и Петропавловской крепостью, на его территории есть кафе и рестораны. Сам по себе Александровский парк небольшой, но привести его в больший порядок можно", - добавила специалист.

Активно вовлекается в культурную жизнь города и территория Елагина острова, в частности расположенного здесь ЦПКиО им. Кирова. Пока фестивали, которые проводятся в этой парковой зоне, носят скорее разовый характер. Однако она успела стать площадкой для таких крупных и знаковых мероприятий как гастрономический фестиваль "О, да! Еда!", музыкальные фестивали Stereoleto и Усадьба Jazz. Сейчас Елагин остров можно охарактеризовать как наиболее близкий аналог московскому Парку Горького. Но следует принять еще целый ряд мер, чтобы Елагин остров стал более привлекательной территорией отдыха и мог приблизиться к своему столичному аналогу. К примеру, вход в Парк Горького бесплатный, в то время как на Елагином ещё действует платный вход в выходные дни. На выходных запрещен также въезд на территорию парка на велосипедах, в то время как в столичном ПКиО, наоборот, специально организованы велодорожки. Практика Парка Горького показывает, что он практически полностью закрывает потребности москвичей в активном отдыхе. Для сравнения: площадь Парка Горького - 119 Га, площадь Приморского парка Победы на Крестовском острове - 168 Га, площадь Парка 300-летия - 91 га. Поэтому, если в одной из этих локаций реализовать концепцию похожую по своей сути на проект Парка Горького, то потребность жителей города в таком пространстве будет удовлетворена.

По словам Екатерины Заволокиной, руководителя проектов отдела стратегического консалтинга компании JLL в Санкт-Петербурге, для наиболее эффективного извлечения коммерческой выгоды из парковых зон торговые объекты в них необходимо чередовать с развлекательными и спортивными, а также культурными пространствами. "Наибольшим спросом в парках пользуются заведения общественного питания - рестораны, кафе, летние террасы и просто отдельно стоящие небольшие киоски, торгующие, к примеру, свежевыжатыми соками и снеками. Кроме того, следует избирательно относиться и к компаниям, привлекаемым в качестве операторов торговых объектов, их пул должен быть продуман и сбалансирован, чтобы предоставлять посетителям качественный выбор. Опыт московского Парка Горького свидетельствует о том, что территория парка также может эффективно использоваться, в том числе и в качестве площадки для продвижения новых продуктов. К примеру, телекоммуникационные компании нередко устанавливают там свои стенды, где представляют посетителям парка возможность протестировать последние новинки технического прогресса", - заключила Заволокина.

Илья Тюкин, директор ГК "Арт-фасад", считает, что заставленные торговыми объектами пространства" в парках не востребованы. "Люди приходят туда отдыхать, а не покупать, поэтому эффективными с точки зрения формирования качественной среды для отдыха будут не торговые павильоны или ларьки, а различные сервисы: точки общепита, проката инвентаря, интерактивные и развлекательные площадки, игровые зоны, курсы, обучающие программы и пр. Как вариант, также можно взимать какую-то минимальную плату за пользование лежаками, или за проведение пикников на газоне в "культурном" формате, то есть оказывать платную услугу и выдавать в аренду "набор для пикника" и пр., но в любом случае нужно открыть доступ к газонам для посетителей парка и, соответственно, коммерческих площадок, малому и среднему бизнесу. Тогда большее количество площади будет вовлечено в коммерческий оборот", - Заявил Тюкин.

Общими силами

Помимо этого если дальше развивать вопрос нахождения финансирования развития парковых пространств, то известно, что в некоторых странах развита система/ практика софинансирования или благотворительной помощи подобных проектов крупными и совсем маленькими компаниями или обычными людьми. Например, в Национальном Сингапурском парке есть таблички с именем или названием компании, которая принимала участие в благоустройстве или развитии территории. В России такая практика только начинает развиваться. Например, в 2013 году стартовал проект "Ботанический сад: возрождение в год 300-летия", реализуемый общественным объединением "Воссоздание садов и скверов", одним из основателей которых была крупная девелоперская компания.

Валерия Трушина, руководитель отдела консалтинга East Real, в Петербурге не хватает общественных пространств. "Дело даже не в географическом распределении или форматах, а в том, что места, где можно реализовать подобные концепции, есть, а самих общественных пространств не появляется. Например, сад перед Казанским собором. Он небольшой, но расположен в непосредственной близости от Невского проспекта. Если запустить бесплатный общественный Wi-Fi-доступ в Интернет, разрешить лежать на траве, поставить несколько ларечков, место будет пользоваться огромной популярностью. И в центре Петербурга таких мини-парков много. К тому же, стоит отметить, что для превращения их в общественные пространства много вложений не требуется, необходимы только желание и воля. А у нас пока обратная тенденция: запрещено лежать на газонах", - отметил Трушин.

В итоге стоит отметить, что Петербург во многом является городом уникальным с точки зрения развития паркового искусства. Многие классические парки в исторической части города, сегодня успешно отреставрированы и исправно справляются со своей функцией. Однако город растёт, а время не стоит на месте, поэтому развитие и других форматов рекреационных пространств просто необходимо. Первыми ласточками такого развития, как уже и говорилось, стали парки на Крестовском и Елагином островах, Парк 300-летия Петербурга, Новая Голландия. Однако и эти проекты сейчас не до конца концептуально отшлифованы, что, однако не умаляет потенциала их развития. Также недавно и.о. губернатора Петербурга Георгий Полтавченко, заложил в Приморском районе потенциально крупнейший в будущем парк в городе. К процессу развития этой грани урбанистке подключается и крупный международный бизнес. К примеру, уже найдена площадка под будущий развлекательный проект под брендом "DreamWorks". Таким образом, совокупные усилия, должны помочь городу стать одним из лидеров нового витка развития парковой культуры не только на общероссийском, но и на международном уровне.

Сергей Михайлов

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.