Публикации в прессе

На пороге фитнес-бума

19 Июля 2010, 12:55
Число фитнес-клубов в Петербурге растет в геометрической прогрессии. Эксперты отмечают: сегодня в индустрии развлечений это самый прибыльный бизнес.

На начало этого года в Петербурге, по различным данным, действовало 190-250 фитнес-центров. Цифры разнятся, поскольку у специалистов нет единого мнения, какие именно объекты считать таковыми. К фитнес-центрам сегодня причисляют и небольшие спортивные и тренажерные залы на арендуемых площадях, и вновь построенные крупные спортивные комплексы, и возведенные еще в советские годы устаревшие учреждения для досуга и оздоровительных мероприятий. Функциональное наполнение таких объектов также многообразно: небольшие тренажерные помещения и залы для игровых видов спорта, бассейны, SPA и солярии, салоны красоты и пр.

В своем классе

"К современным первоклассным фитнес-центрам можно отнести объекты, построенные по спецзаказу собственников или же в соответствии с общей спецификацией, легко адаптируемой для нужд оператора, – отмечает консультант отдела консалтинга и оценки компании Maris | Part of the CBRE Affiliate Network Наталия Киреева. По ее словам, они могут быть возведены на отдельных участках или быть частью многофункциональных комплексов (торговый или бизнес-центр, жилой дом), обеспечивающих необходимую критическую массу посетителей. 
Сегодня в Петербурге представлены как сетевые фитнес-центры, так и единичные объекты. Первая категория пока занимает наименьшую долю рынка (около трети), но продолжала активное развитие даже в период экономической нестабильности. "Именно кризис позволил расшириться многим фитнес-сетям, которые смогли арендовать хорошие помещения по более низким арендным ставкам", – констатирует г-жа Киреева. По ее оценкам, рынок фитнес-центров в 2009 году прирос как минимум 40 тыс. кв. м. При этом большую долю рынка занимают физкультурно-оздоровительные комплексы, построенные дочерней структурой Газпрома – ООО "Межрегионгаз" (см. фото). Стоимость годового абонемента в этих комплексах составляет 14,3 тыс. рублей, что немного ниже, чем в среднем по рынку. 
В высокой ценовой категории в Петербурге работает сеть "Планета Фитнес" (стоимость годовой клубной карты начинается с 30 тыс. рублей), в средней – Sport Life (от 15 тыс. до 30 тыс. рублей). Категорию так называемых фитнес-дискаунтеров представляют сети "Империя Фитнеса", Alex Fitness и др. Здесь стоимость годовой клубной карты – до 15 тыс. рублей. При этом стоимость абонемента напрямую зависит и от расположения клуба. Так, у "Планеты Фитнес" самыми дорогими, элитными считаются клубы на набережных Петроградской и Робеспьера, а клуб сети во Фрунзенском районе вполне конкурирует с местными игроками (к примеру, с фитнес-центром Sport Life в торговом комплексе "Южный полюс"). 
Цены на фитнес-услуги, утверждают эксперты, за последние годы практически не менялись: их рост был в пределах инфляции, а в условиях экономического кризиса происходило незначительное снижение, и то в основном за счет скидок и спецакций.

В правильном формате

Операторы фитнес-центров, являясь "якорями" по занимаемым площадям, обычно платят более низкие арендные ставки, чем обычные арендаторы: сейчас диапазон ставок на помещения под фитнес-центр в составе торговых или офисных комплексов составляет 250-400 USD за квадратный метр в год. Средний срок окупаемости одного объекта – 3-5 лет. По словам экспертов, фитнес-центры в индустрии развлечений – самый прибыльный сегмент. 
Для оператора фитнес-услуг первостепенными факторами при выборе помещения являются местоположение объекта (либо это должен быть центр деловой активности, либо район с высокой плотностью жилой застройки). "У сетевых операторов есть ряд определенных требований к занимаемым площадям – по объемно-планировочным решениям, коммуникациям и прочему. Таким требованиям могут соответствовать или здания после реконструкции, или объекты нового строительства", – комментирует заместитель директора департамента консалтинга компании Colliers International St. Petersburg Евгения Васильева. В частности, по ее словам, таким арендаторам необходимо высокое энергопотребление (установочная мощность потребляемой энергии – 700 кВт) и водообеспечение, большой шаг колонн, высокие потолки, геометрически правильная форма помещений, мощная вентиляция и перекрытия, позволяющие выдержать серьезную нагрузку и т. д. "С учетом значительных нагрузок бассейн, как правило, располагается на цокольном или первом этаже. Но есть примеры размещения его на верхних этажах, практически на крыше здания", – добавляет г-жа Васильева. 
Как правило, современный фитнес-клуб с бассейном занимает 3,5-5 тыс. кв. м. Меньшая площадь требуется "сухому" фитнес-центру. На сегодняшний день самый большой фитнес-центр в Петербурге – Olympic на Дальневосточном проспекте. Его площадь составляет 8 тыс. кв. м.

Вместо бутиков

В 2010-м, убеждены аналитики, тенденция расширения сетевых клубов продолжится. Многие операторы уже анонсировали свои планы по открытию новых фитнес-центров. "Интересно местоположение одного из объектов, открывшегося в этом году. Спортивный клуб Fit Fashion площадью 3,5 тысячи квадратных метров ввела компания "Фитнес бизнес девелопмент" на месте закрывшегося элитного бутика Vanity на Казанской улице", – рассказывает Наталия Киреева. 
"Рынок фитнес-услуг насыщен локально, в основном объекты сосредоточены на севере города. Поэтому существует потенциал географического распределения – в южные и центральные районы. Кроме того, возможно активное развитие объектов новой формации: скалодромов, конно-спортивных клубов и так далее", – отмечает директор по профессиональной деятельности компании Knight Frank St. Petersburg Николай Пашков. "Перспективными направлениями для дальнейшего развития такого рода бизнеса являются так называемые wellness-центры, в которых основной акцент делается на оказание услуг по улучшению здоровья", – добавляет г-жа Киреева. 
В настоящее время, по словам экспертов, операторы фитнес-сетей активно ищут помещения для дальнейшего развития. В том числе и крупнейшие игроки – "Русская фитнес-группа" (World Class, "Физкульт"), Sport Life и др. 
"Рынок фитнес-центров не достиг насыщения, и существует потенциал для развития и увеличения количества клубов, в первую очередь за счет среднего ценового сегмента и охвата спальных районов", – констатирует Наталия Киреева. "Спрос на фитнес-услуги очень высокий. Только в центре города в перспективе планируется к 24 действующим фитнес-центрам открыть еще семь", – добавляет Евгения Васильева. "Наиболее перспективным на ближайшие годы является сегмент фитнес-центров среднего ценового уровня. В некоторых районах города по-прежнему спрос на такие услуги превышает предложение. Например, не хватает качественных фитнес-центров с бассейнами. Но постепенно на рынок выходят крупные объекты с широчайшей линейкой услуг: игровые виды спорта, детский и взрослый бассейн и так далее", – резюмирует ведущий эксперт компании GVA Sawyer в Петербурге Анастасия Негребецкая. 
Автор: Дарья Литвинова 

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.