Публикации в прессе

Малый процент

17 Сентября 2012, 12:10
Затраты на консалтинговые услуги составляют от десятых долей процента до 2-3% от общих затрат на реализацию проекта. При этом грамотные рекомендации консультантов способны снизить риски и сократить затраты.

"Затраты составляют не более 2-3% от общего бюджета проекта. Конечно, все зависит от масштаба самого проекта: у небольшого затраты будут побольше, у крупного - поменьше. Однако надо помнить, что ошибки прединвестиционной фазы проекта, включающей в себя и разработку концепции, стоят впоследствии очень дорого. Иными словами, лучше заказать и получить качественную концепцию, чем потом, на этапе строительства, исправлять ошибки неверной концепции. А такие случаи были, и обходились они в очень и очень приличную сумму, сравнимую с общим бюджетом проекта", - поясняет Николай Вечер. 

По словам Романа Евстратова, затраты на консалтинг составляют не более 0,1-0,2% от общих затрат на реализацию проекта. "При этом качественно выполненные консалтинговые услуги позволяют сформулировать техническое задание для проектировщиков и архитекторов, то есть задать некие рамки, в которых будет в дальнейшем двигаться проект, и помогают избежать многих ошибок, исправление которых на этапе проектирования и тем более строительства обходится гораздо дороже", - отмечает господин Евстратов. 


Наталия Киреева считает, что дальнейшее развитие сегментов рынка коммерческой недвижимости, очевидно, приведет к их усложнению и большему разнообразию. "Это приведет к росту спроса на консалтинговые услуги и повышению требований к качеству работы консультантов. Можно также прогнозировать новую волну спроса, которая будет связана с редевелопментом и реконцепцией проектов", - полагает госпожа Киреева.

Появление новых игроков вряд ли изменит доли существующих компаний. "Рынок насыщен - объемы заказов меньше, чем в докризисный период, а количественный состав игроков практически не изменился. Появление новых игроков возможно, но вопрос в том, сумеют ли они отнять себе какую-либо значимую долю рынка у существующих компаний, ведь консалтинговый бизнес основан в значительной степени на постоянной и лояльной клиентуре, на профессиональном реноме, накопленной базе знаний и умений, которые приобретаются консультантом не за один год", - рассуждает Николай Пашков. 

Наталия Киреева, старший аналитик департамента консалтинга и оценки компании Maris|Part of the CBRE Affiliate Network: 

- Возможно, консалтинг в России последует западному пути развития. На Западе консультационные услуги сводятся в первую очередь к стратегическому консалтингу, составлению мастер-планов развития крупных территорий застройки. В то время как пользующиеся спросом в России услуги консультантов по написанию концепций развития объектов недвижимости или анализа наилучшего и наиболее эффективного использования территорий в западных странах выполняются аналитиками, которые работают в штате девелоперских компаний.

Автор: Ирина Ахматова

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.