Магистраль с поддержкой правительства
Правительство России выделило на создание этого объекта 10 млрд рублей. Первый этап Широтной магистрали от подключения к ЗСД до Витебского проспекта оформлен как развязка Западного скоростного диаметра. Соответствующее дополнительное соглашение город и ООО «Магистраль Северной столицы» подписали в конце 2020 года. Протяженность развязки составит около 2,6 км, пропускная способность – до 70 000 автомобилей в сутки, движение предусмотрено по шести полосам со скоростью до 110 км/ч. По большей части из-за огромного количества инженерных сетей проект будет реализован в виде эстакады. Предполагается насыпать 208 тысяч кубометров грунта, установить 203 опоры.
В соответствии с Генеральным планом развития Санкт-Петербурга Широтная автомагистраль скоростного движения с мостом через реку Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц является одним из основных звеньев каркаса городских магистралей скоростного и непрерывного движения наряду с Кольцевой автомобильной дорогой и Западным скоростным диаметром.
Создание Широтной магистрали является важнейшим этапом развития транспортной системы Санкт-Петербурга, обеспечивающим прямую связь восточных районов городской застройки с югом города и опосредованно через ЗСД с севером, выводя транзитные транспортные потоки на систему скоростных и непрерывных магистралей в обход улично-дорожной сети города.
Трасса начинается на примыкании к ЗСД в районе Благодатной улицы и проходит внутри промышленного пояса южной планировочной зоны вдоль северного железнодорожного полукольца по территориям Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского, Кировского районов до примыкания к КАД севернее деревни Кудрово и далее следует до пересечения с Мурманским шоссе.
«ШМСД может сыграть для города в целом такую же роль, как открытие ЗСД для Васильевского острова, – рассказал «Вечернему Санкт-Петербургу» Алексей Федоров, руководитель отдела рынков капитала и инвестиций в недвижимость компании Maris в ассоциации с CBRE. – Если раньше этот район считался почти отрезанным от города из-за постоянно забитых мостов, то ЗСД вобрал в себя практически весь транзитный трафик и транспортная ситуация на Васильевском острове выправилась. Сегодня еще несколько районов Петербурга, в первую очередь южные и юго-восточные, почти отрезаны от города, поскольку трафик, особенно грузовой, упирается в несколько «бутылочных горлышек» (Митрофаньевское шоссе, Обводный канал, проспект Обуховской Обороны). ШМСД позволит распределить потоки, в том числе запретить движение грузового транспорта по городским улицам. А там, глядишь, доживем до роботакси».
Положительный эффект
Эксперты в области транспорта и развития территорий позитивно оценивают появление ШМСД. Магистраль позволит существенно улучшить транспортную ситуацию в городе. Во-первых, получат развитие транспортные связи практически половины города, разделенного Невой, так как мост будет построен на участке Невы с самым большим разрывом между мостами. Во-вторых, ШМСД в связке с ЗСД помогает разгрузить центр города. Значительная часть автомобилей едет через центр города из-за того, что шесть из девяти (включая ЗСД) мостов через Неву находятся в центре, другого пути просто нет. В-третьих, немного разгрузится мост через Неву на Кольцевой дороге, так как часть транспорта с запада на восток и обратно поедет по этой магистрали.
«Эта магистраль значительно улучшит транспортную ситуацию в городе. Во-первых, часть трафика выведет из центра города, который сейчас является транзитным, – рассказал Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St. Petersburg. – Во-вторых, улучшит связанность южных районов (Кировского, Московского, Фрунзенского), которые сейчас все разрезаны железнодорожными магистралями с ограниченным количеством переездов. В-третьих, она улучшит доступ в город для жителей Всеволожского района, где построено большое количество жилья. Сейчас жители новостроек вынуждены транзитом ехать через городские районы (Красногвардейский и Невский), а там – несколько сужений дороги на въездах, которые создают пробки».
Плюс, как показало строительство того же ЗСД, эта магистраль объективно должна повысить привлекательность окружающих территорий для девелопмента, увеличить стоимость земельных участков и повысить деловую активность. Рядом со съездами с магистрали можно будет развивать коммерческую недвижимость, уточнил Николай Пашков.
Справка
Широтная магистраль скоростного движения – это проект платной магистрали на шесть полос протяженностью 27,4 км, из которых 14,2 км пройдет по территории Санкт-Петербурга, а 13,2 км – по Ленинградской области. Дорога даст обход центральных районов Санкт-Петербурга с выходом на Невский и Красногвардейский районы.