Публикации в прессе

I’ll be back. Пандемия не смогла победить офисы

16 Июля 2020, 17:16
Пандемия COVID-19 привела к проведению крупнейшего в истории эксперимента по внедрению удаленной работы. Многие даже предположили, что это может стать причиной фундаментального кризиса на рынке офисной недвижимости. Но пока алармические прогнозы не подтверждаются.

Скромная вакансия
Ведущие консалтинговые компании подводят итоги развития офисного рынка Санкт-Петербурга в первом полугодии 2020 года. Несмотря на пандемические потрясения, по их оценке, «пациент скорее жив, чем мертв». Во всяком случае, пророчества о том, что владельцы компаний, ощутив экономические выгоды «удаленки», минимизируют работу в офисах, что вызовет массовый отказ от аренды помещений, пока не оправдываются.

По подсчетам аналитиков компании Maris, на конец первого полугодия 2020 года средний уровень вакансии на рынке офисной недвижимости по отношению к итогам первого квартала года, когда коронавирус только начал влиять на жизнь города, вырос всего на 1,2 п.п. На конец июня в Петербурге свободно около 270,9 тысячи кв. метров офисов или 7,5% от общего объема предложения. В бизнес-центрах класса А вакантно 4% площадей (около 44,3 тысячи кв. метров), класса В — 9% (226,6 тысячи кв. метров).

Схожие цифры называют и эксперты JLL: в классе А свободно 3,9% площадей, в классе В — 9,4%, рост вакансии за второй квартал — незначительный. Причем в классе А ее прирост произошел в основном за счет ввода нового бизнес-центра на Невском проспекте, 1. А вот в классе В сокращали офисные площади, закрывали бизнес и переезжали в более дешевые локации небольшие компании, арендующие площадки менее 100 кв. метров. Тренд, по мнению аналитиков, может продолжиться, в том числе за счет ввода в эксплуатацию новых объектов.

«По нашим прогнозам, в начале 2021 года средний показатель доли свободных площадей по рынку достигнет пика и составит около 12%, после чего можно ожидать постепенного сокращения», — говорит Наталия Киреева, руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге.

Однако до пиковых значений вакансии петербургских офисов, имевших место в ходе предыдущих кризисов: 35,8% в конце 2009 года и 19,4% — в 2014-м, дело вряд ли дойдет.

Примечательно при этом, что арендные ставки на помещения в бизнес-центрах, обычно чутко реагирующие на рост вакансий и иные кризисные явления, фактически остались неизменны. В JLL говорят о стабильности показателя. Аналитики Maris отметили незначительное снижение ставок в нижнем сегменте БЦ класса А, откуда выехала часть арендаторов, и столь же незначительный рост в классе В, куда «мигранты» въехали.

«Удаленка»: туда и обратно
Большая часть офисов опустела в самом конце марта, когда в России была введена всеобщая самоизоляция: сначала «выходная неделя», затем «выходной месяц», потом еще почти пара недель — до 12 мая.

После этого арендаторы офисных центров постепенно начали возвращаться к прежней жизни в новых санитарно-эпидемиологических реалиях. По данным Maris, на конец мая доля арендаторов, вернувшихся в бизнес-центры, составляла 20–40%, в зависимости от объекта. И по мере дальнейшего процесса снятия ограничений она продолжала неуклонно увеличиваться.

«Возвращение в офисы происходит достаточно активно, почти во всех сферах и отраслях, хотя полностью официально карантин еще не снят. По нашей информации, сейчас в среднем всего около 20% сотрудников остаются на „удаленке“», — отмечает Михаил Тюнин, заместитель генерального директора Knight Frank St Petersburg.

Он отмечает также, что сейчас не наблюдается высвобождения площадей, вызванного переводом работников на «удаленку».

«Однако есть ротация, что говорит о высоком спросе на офисные помещения. В целом, офисный рынок довольно живой, компании продолжают искать новые площадки, поэтому, возможно, второе полугодие будет более активным», — добавляет специалист.

С ним согласен и генеральный директор Maris в ассоциации с CBRE Борис Мошенский, подчеркивающий, что нельзя утверждать, что наблюдаемый незначительный рост вакансий напрямую связан с переходом на «удаленку».

«Пока преждевременно делать какие-то выводы о том, сколько освободится помещений именно в связи с вынужденным переводом людей на удаленную систему работы. Процесс еще не закончился. Многие компании сейчас тестируют и пробуют этот формат, ряд компаний по-прежнему полностью находятся на самоизоляции, следят за развитием эпидемиологической ситуации и не приняли никаких окончательных решений», — говорит он.

Некоторые компании подстраивают работу арендованных офисных площадей под текущую эпидемиологическую обстановку.

«Одной из новых тенденций на рынке стала оптимизация офисных площадей с целью дополнительной заботы работодателей о своих сотрудниках. Некоторые компании вывели часть персонала с удаленной работы в офисы, но практикуется посменный график работы сотрудников, незакрепленные рабочие места и социальное дистанцирование», — отмечает Регина Волошенко, руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений компании JLL в Петербурге.

«Некоторые компании меняют стандарты обустройства офисного пространства, что не влечет за собой сокращение офисных площадей», — добавляет Борис Мошенский.

Глобальный тренд
Интересно, что аналогичная ситуация характерна не только для Петербурга или России, но и в целом для офисной недвижимости в разных странах. Об этом свидетельствуют данные международного исследования JLL.

В нем отмечается, что в начале пандемии некоторые крупные работодатели сделали смелые заявления о том, что работа из дома станет существенной частью в их долгосрочном корпоративном плане занятости. Но по мере улучшения эпидемиологической ситуации большинство компаний все-таки возвращает людей в офисы. Хотя внедрение «удаленки» и оказалось успешнее, чем многие ожидали, офис выполняет более многогранную функцию в культуре и производительности компании, нежели просто предоставление рабочего места, отмечают эксперты.

Последние несколько месяцев массовой работы из дома дали четкое представление о причинах популярности работы в офисе. Офисы стимулируют сотрудничество, инновации, наставничество и командную работу — все то, что с трудом можно заменить технологиями.

Опрос, проведенный JLL среди 3 тысяч офисных работников по всему миру, показал, что 58% из них скучают по офису. В числе элементов, которых не хватает при работе из дома, были названы взаимодействие и общение с коллегами (44%), а также коллективная работа тет-а-тет (29%).

«Глобальная пандемия заставила многих работодателей пересмотреть роль офиса в поддержке корпоративной культуры и задач», — говорит Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в России.

Среди главных преимуществ работы из дома почти половина (49%) респондентов назвали отсутствие необходимости ездить на работу и с работы.

По мнению экспертов, на фоне полученного уникального опыта стратегии компаний по использованию офисных пространств во всем мире будут меняться. В долгосрочной перспективе может возрасти спрос на перенос некоторых офисов в пригороды, а также в небольшие города, что облегчит сотрудникам общение с коллегами недалеко от дома.

«Беспрецедентные времена создают также возможности для компаний по всему миру после возвращения в офис переосмыслить свои потребности в рабочем пространстве. Требования к плотности будут меняться, и будет происходить эволюция того, как используются, проектируются и развиваются офисные помещения. Но опыт развития офисного рынка и наши недавние опросы офисных работников показывают, что в ближайшее время офис не потеряет актуальности», — резюмирует Владислав Фадеев.

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.