Публикации в прессе

Эпоха Возрождения уличной торговли

20 Мая 2021, 13:38
Сегмент стрит-ретейла (уличной торговли) в Санкт-Петербурге восстанавливается после серьезных ударов, нанесенных ему коронавирусной инфекцией и ограничительными мерами, направленными на борьбу с ней.

Эксперты называют стрит-ретейл одним из типов коммерческой недвижимости, которые сильнее всего пострадали от пандемии. По данным аналитиков Colliers International, второй квартал прошлого года, когда город накрыло первой волной COVID-19, стал одним из худших в истории сегмента. Лишь 15 процентов помещений на ключевых торговых коридорах города смогли продолжать работу без ограничений. К ним относились аптеки и магазины оптики, продуктовые магазины, салоны связи, а также ряд операторов, признанных системообразующими. В итоге доля свободных помещений увеличилась на 5,9 п. п. (процентного пункта) и достигла 12,9 процента.

Негативный тренд, хоть и с меньшей интенсивностью, продолжал развиваться весь прошлый год. К декабрю вакантность помещений на основных торговых улицах Северной столицы достигла значения 15,7 процента. Для коридоров с большим пешеходным трафиком, который обычно обеспечивает высокий интерес со стороны арендаторов, это крайне высокий показатель.

Потепление

Начало этого года принесло наконец долгожданные вести об оживлении ситуации в сегменте. По данным Colliers International, по итогам первого квартала уровень вакантности на основных торговых коридорах города снизился на 3,4 п. п. и составил 12,3 процента. Это наименьший показатель с начала пандемии.

«Несмотря на введение дополнительных коронавирусных ограничений в период новогодних праздников, последующее смягчение режима работы позволило арендаторам всех профилей работать в полную силу. Рынок стрит-ретейла постепенно восстанавливается – количество открытий превышает число закрытий. Сегмент привлекает все больше новых арендаторов, у которых появилась возможность разместиться в интересных объектах», – отмечает заместитель директора департамента торговой недвижимости Colliers International Юлия Кузнецова.

С ней согласна руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St. Petersburg Анна Лапченко. «С начала года мы наблюдаем высокую активность со стороны арендаторов из разных сегментов. Появился спрос на те помещения на Невском проспекте, которые пустовали весь прошлый год. В связи с этим теперь существенно уменьшилась вакантность площадей», – говорит она.

Следствием роста спроса стало как сокращение предложения качественных помещений, так и уменьшение сроков экспонирования объектов. «Как правило, такие объекты сейчас находят своего арендатора в течение одного квартала», – подчеркивает Юлия Кузнецова.

Активного роста цены аренды объектов стрит-ретейла пока нет, но, по словам эксперта, коммерческие условия постепенно возвращаются к допандемийному уровню. «В прошлом году Невский проспект больше всего просел по ставкам. И, учитывая такую активность и уменьшение вакантных площадей сейчас, можно говорить о том, что ставки постепенно возвращаются на докарантинный уровень», – добавляет Анна Лапченко.

Где и что

По данным Colliers International, наибольшая динамика снижения уровня вакантности зафиксирована на Большом проспекте П. С., где в первом квартале доля свободных помещений снизилась на 6,2 п. п. – до 9,5 процента. На Невском проспекте вакантность сократилась с 15 до 13,6 процента. Меньше всего свободных помещений по-прежнему на улице Рубинштейна – 7,2 процента. Всего за три месяца улицы Петербурга пополнили более 60 новых арендаторов. Больше всего открытий было зафиксировано в сегменте общественного питания – 18 точек.

По словам руководителя отдела исследований компании Maris в ассоциации с CBRE Алены Волобуевой, продолжает развитие тенденция, ярко проявившаяся в прошлом году: активное развитие FMCG-операторов (продукты массового потребления). «Развивались как федеральные сети, так и появлялись новые региональные. Доля этого сегмента в общем объеме сделок на рынке возросла в 2020 году до 20 процентов против пяти процентов годом ранее. В первом квартале 2021-го спрос со стороны FMCG-ретейлеров сохранился. Продолжили экспан­сию на рынке такие сети, как Eurospar, «Светофор», «Мята», «Вкустер», «Верный», «Семишагофф», «Бело­русский дворик», и другие», – говорит она.

«Новые помещения ищут финансовые организации, кофейни и другие. Бренды одежды стали больше интересоваться помещениями стрит-ретейла, чем раньше. Вероятно, это связано с тем, что пандемия серьезно сказалась на трафике в торговых центрах, где ситуация до сих пор не стабилизировалась. К тому же в отдельно стоящих помещениях можно выбирать разные графики и форматы работы магазина, что удобнее для арендаторов», – со своей стороны добавляет Анна Лапченко. «На центральные торговые коридоры города начали возвращаться фешен-операторы, которые сокращали свое присутствие на рынке в 2020 году», – соглашается Алена Волобуева.

О перспективах дальнейшего развития сегмента эксперты говорят осторожно: слишком многое зависит от внерыночных факторов, прежде всего – эпидемиологической ситуации и введения/снятия антипандемийных ограничений. «Во втором квартале продолжится тренд умеренной ротации арендаторов, что обусловлено достаточно стабильным уровнем спроса на рынке», – считает Алена Волобуева. «Снижения арендных ставок в стрит-ретейле в ближайшее время мы не прогнозируем», – добавляет Анна Лапченко. Но позитивный тренд постепенного возвращения сегмента к допандемийным показателям вселяет надежду.

Рекомендуем ознакомиться

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.