Публикации в прессе

Бизнес, который живет на крыше

6 Июня 2016, 11:27
На петербургских крышах буквально кормится целый сегмент местного рынка услуг, на котором сложно, но приятно зарабатывать. «Телеграф» узнавал, кто и за сколько работает на высоте Петербурга.

Фото: twitter.com/stas_babere
Фото: twitter.com/stas_babere

Мировой опыт использования крыш и террас в жилом и нежилом фонде достаточно обширен. На них строят вертолетные площадки, парковки, бассейны, клубы, кинотеатры, парки аттракционов и бог еще весть что. В России вертолетные площадки на крышах запрещены, с бассейнами и тренажерными залами тоже все сложно, в том числе из-за холодного и переменчивого климата. Кроме того, вопрос эксплуатации крыши тормозит технический регламент: часто там расположено инженерное оборудование и находиться запрещено из соображений безопасности.

Вид сверху – лучше

В Петербурге самыми ходовыми вариантами эксплуатации крыш остается оборудование их под ресторан или крытое творческое пространство, а также использование как экскурсионной площадки и места для многочисленных ивентов – свиданий, корпоративов, свадебных вечеринок. Примеров таких проектов в городе множество: элементарный 2ГИС только по запросу «ресторан на крыше» выдает более 30 вариантов, где поесть и развлечься на высоте.

Большинство заведений этого сегмента сконцентрированы в Центральном, Петроградском и Адмиралтейском районах города – 45%, 30% и 9% соответственно. Согласно данным исследования петербургского крышного рынка компании Maris, яркими примерами здесь можно назвать «Макаронники», «Чердак художника», «Мансарда», «Москва», «Терраса», «Чайхана № 1», «Крышабар», PMI Bar. «Такие заведения располагаются в центре города на крышах с панорамными видами, откуда можно рассмотреть исторические здания Петербурга во всех деталях с высоты птичьего полета. В большинстве случаев данные места не ориентированы на масс-маркет и находятся в верхних ценовых категориях. Обустройство крыши под коммерческие цели является достаточно затратным», говорят аналитики Maris.

Мечта романтика

Помимо рестораторов, свои виды на крыши имеют многочисленные ивент-агентства, которые предлагают клиентам организацию свиданий, фотосессий и романтических ужинов. В Петербурге есть несколько так называемых легальных крыш, подниматься на которые разрешено. Агентства всегда обращают внимание потенциальных клиентов на то, что подъем на крышу легален, влюбленных не потревожат ни жильцы дома, ни полиция. Как правило, ивент-агентства арендуют такие крыши по очереди, в зависимости от графика заказов. Однако есть и якорные арендаторы. Так, широко известна площадка на крыше «Космос», расположенная на ровной индустриальной крыше на 11-й Красноармейской улице в Адмиралтейском районе города. Там проводят свидания, прогулки и свадьбы.

Классическое полуторачасовое свидание на крыше с шампанским, пледами и видом на Исаакиевский собор стоит в среднем три тыс. рублей, ужин – от пяти до 17 тыс. в зависимости от меню и дополнительных опций. Причем клиент, разумеется, всегда может дополнить встречу цветами, фотосъемкой, антуражем и прочими атрибутами праздника. «Учитывая переменчивый северный климат, крыша оборудована навесом, причем по желанию заказчика мы можем украсить место свидания шарами, организовать живую музыку, услуги фотографа, позаботиться о цветах и вообще – практикуем исключительно индивидуальный подход», – рассказала «Телеграфу» специалист по организации свиданий на крыше Татьяна Сергеева.

Крышные ходилки

Если рестораны и агентства по организации праздников предполагают наличие целого коллектива сотрудников, то экскурсии по питерским крышам – бизнес, который можно поднять в буквальном смысле в одиночку. Конечно, прогулки по крышам предлагают и агентства (пожалуй, самое известное в этой области – «Неформальный Петербург»), но множество предложений исходит именно от руферов-одиночек, нашедших свои маршруты путем собственных проб и ошибок и работающих на себя.

Стоимость такой экскурсии составляет в среднем 500-600 рублей с человека, и здесь все не так чинно-безопасно, как в случае свиданий: маршруты могут быть достаточно опасными и, чего греха таить, нелегальными. Эти прогулки как раз для экстремалов. В такие походы не берут людей младше 18 лет, для участников проводят инструктаж, дают им четкие ЦУ насчет формы одежды.

Как правило, гиды по крышам не раскрывают адреса, по которым водят народ. Первая причина понятна: нелегальность, вторая – конкуренция со стороны коллег. Руферы гордятся собственными маршрутами и не хотят «светить» их перед конкурентами. Как правило, это опять же центр города – старый жилой фонд.

По словам гида по крышам Сергея, сам он потратил на разработку своего авторского маршрута не один год, поэтому, когда назначает экскурсантам встречу, делает это полусекретно: встречает их возле метро, а оттуда уже ведет на маршрут. «Наш бизнес – дело полностью сезонное и вообще климатозависимое. Когда выпадает первый снег – на крыши уже нельзя, потому что скользко. Поэтому заканчиваем сезон в октябре-ноябре, начинаем обычно в апреле. Да и в дождь ни один нормальный гид не поведет людей на прогулку: риск огромный», – говорит Сергей.

Несмотря на общий интерес к пространству на крышах и широкие перспективы развития этого направления, эксперты считают его в целом, скорее, имиджевым и неоправданно долго окупаемым. «Санкт-Петербург – северный город с дождливым климатом – не может всецело использовать мировой опыт по организации бизнеса на крышах и открытых террасах. Тем не менее ежегодно в Санкт-Петербурге появляются новые здания, крыши, которые используются нестандартно. Открытая терраса или эксплуатируемая кровля – это больше имиджевый проект, доходность его минимальна, функционирует она обычно не более 4-5 месяцев в году. Реконструкция крыши в уже существующем здании для использования в качестве ресторана, фитнес-центра, смотровой площадки, как правило, малоэффективна с экономической точки зрения. Инвестиции окупятся не ранее, чем через 15 лет», – считают аналитики компании Maris.

Мария Бессарабова
Крыши Бизнес Рестораны праздники

Рекомендуем ознакомиться
  • 25 Февраля 2021, 11:19
    Торговая недвижимость уходит в узкий профиль
    В 2020 году рынок качественной торговой недвижимости Санкт-Петербурга пополнился тремя торговыми центрами совокупной площадью 127 тыс. кв. м — это рекордное значение за последние семь лет.
  • 25 Февраля 2021, 09:38
    Бизнес-центры: полёт нормальный
    Рынок бизнес-центров выстоял в пандемийном 2020 году и даже показал умеренно удовлетворительные результаты по уровню вакансии, ставкам и поглощению.

Новости
и пресс-релизы

Все новости
  • 24 Февраля 2021
    Рынок апартаментов по итогам 2020 года

    Последние 3 года объемы проданных апартаментов неуклонно растут. Этому способствует более низкий порог входа, так как цены на апартаменты в большинстве случаев ниже, чем на жилье аналогичного класса в сопоставимой локации.

  • 19 Февраля 2021
    Крупнейшая иностранная бизнес-ассоциация в стране выбрала гибкий офис

    Российско-Германская внешнеторговая палата выбирает коворкинг «Практик»: ВТП арендует более 45 мест в новой локации «Гороховая». Брокером сделки аренды выступила компания Maris в ассоциации с CBRE.

Компания Maris|Part of the CBRE Affiliate Network с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.