Бизнес и пустота: как деловые и торговые центры привлекают арендаторов в кризисных условиях
Праздник в условиях санкций: из каких продуктов будет состоять новогодний стол
Склады, офисы и магазины. Коммерческая недвижимость одна из первых ощутила экономический спад. Заемщики стали сокращать арендные площади, валютные контракты нужно пересматривать в пользу отечественного рубля, между тем, новых территорий становится только больше — их закладывали еще в докризисный период. В таких условиях прибыльная формула у каждого своя.
Вероника Лежнева, директор департамента исследований Colliers: «Успешность того или иного проекта определяется тем, какую стратегию выберет для себя управляющая компания. Нужно им заполнять арендаторами по низкой ставке свой проект, чтобы получить хоть какой-то "кэш-фло" или они готовы ждать стабилизации ситуации для того, чтобы в дальнейшем компенсировать отсутствие арендаторов более высокими ставками на выходе».
Больше всего пострадала офисная недвижимость. По сравнению с прошлым годом число запросов сократилось на 30 процентов, а осенью сильно начал падать спрос. И это несмотря на масштабный переезд «Газпрома» в Северную столицу. Главные потери пришли с Запада — иностранные компании из-за санкций начали сворачивать свои российские офисы.
Наталья Киреева, руководитель отдела исследований рынка Maris: «Многие компании прекратили поиск новых офисов, при этом новые объекты продолжались строиться и уровень вакантных площадей увеличился достаточно существенно. К концу года ставки стали снижаться, наполняемость снижается и кризисные явления на офисном рынке присутствует. Следующий год будет достаточно сложным».
Лучше чувствует себя торговая недвижимость. Хотя и здесь есть проблемы. Санкции заставили магазины пересмотреть планы по расширению. В итоге пустующие площади увеличились до семи процентов. В Москве арендаторы уже договариваются: если торговый центр выгоняет одного, другие не занимают его место. В Петербурге таких случаев пока нет. Арендодатели пытаются угодить крупному сетевому ритейлу. Хотя это и не гарантирует высокой проходимости.
Владислав Фадеев, заместитель директора руководитель отдела исследований JLL: «В последнее время тренд идет на развлечение. Детские развлечения, взрослые развлечения, микс между ними. Это является тем якорем, который привлекает людей в торговые центры. Чем больше посетителей, тем легче работать арендатором, хотя ставки они платят очень низкие. Доходность основную формирует торговая галерея».
Практически не заметили кризиса складские пространства. И это несмотря на эмбарго. Эксперты объясняют это малой конкуренцией на рынке. Основные клиенты — крупные продовольственные сети без проблем договорились с владельцам складов на оптимизацию контрактов.
Богдан Бакалейко, корреспондент: «Нынешний кризис практический все приняли как вызов. Парадокс, но бизнес России не боится ни санкций, ни инфляции, ни теперь уже дорогих кредитов. Уже понятно, выручка сократиться, но выжить реально. Рынок очень дифференцирован и даже в самых сложных условиях сильные игроки могут извлекать прибыль. Жаль только, что зарубежные инвесторы и девелоперы не привыкли к такой суровой российской экономике».