Рынок фитнес-центров по итогам 2011 года
Компания Maris | Part of the CBRE Affiliate Network подвела итоги развития рынка фитнес-центров в 2011 году. Основные выводы представлены ниже.
За последние десять лет предложение спортивных комплексов значительно увеличилось. За то же время фитнес-центры эволюционировали от советских спортзалов к современным оборудованным комплексам.
По итогам 2011 года в Санкт-Петербурге действует не менее 300 фитнес-центров. Среди них представлены, как сетевые, так и единичные клубы.
За три года с 2009 по 2011 доля сетевых клубов в Санкт-Петербурге увеличилась на 10% и достигла 44%. Основные сетевые клубы, представленные в Санкт-Петербурге: Fitness House, Sport Life, Alex Fitness, Планета Фитнес, Fitness Group,WorldClass (в т.ч. ФизКульт), Extra Sport, Olymp.
Фитнес-центры представлены во всех районах Санкт-Петербурга и максимальное их количество в Центральном районе, а также спальных районах - Приморском, Выборгском и Калининском.
В 2011 году самое большое количество фитнес-клубов на душу населения – в центральных районах города – в Центральном, Адмиралтейский, Петроградском, по 6-8 фитнес-клубов на каждые 50 000 человек. При этом в средний показатель по городу – 4 фитнес-центра на 50 000 человек. Для сравнения, по данным Maris | Part of the CBRE Affiliate Network, в Москве приходится 5, 8 фитнес-центров на 50 тыс. человек, в США в городах с населением больше одного миллиона, приходится в среднем по 13 фитнес-клубов на 50 тыс. населения, в Лондоне 6,3 клуба на 50 тыс. человек, в Берлине - 15 фитнес-центровна 50 тыс. человек. Таким образом, Санкт-Петербург по количеству фитнес-центров на душу населения существенно отстает от сопоставимых с ним по населению городов США и Европы.
Требования, предъявляемые к фитнес-центрам, меняются с течением времени. Современный фитнес-клуб должен отвечать нескольким ключевым критериям:
- Площадь.Минимальная площадь современного фитнес-клуба в Санкт-Петербурге составляет около 2 500 кв. м. Это обеспечивает достаточное пространство для просторных раздевалок, игровой зоны, детской зоны, зоны обслуживания, небольшого бассейна.
- Бассейн.Бассейн является обязательной составляющей инфраструктуры фитнес-клуба премиум класса и средней ценовой категории.
- Детский фитнес. Детский фитнес и программы фитнес-клуба для детей приобретают все большее значение в экономике фитнес-клуба.
- Парковка. Наличие парковки существенно повышает привлекательность центра в сравнении с аналогичным объектом, не оснащенным парковкой, поскольку более двух третей клиентов фитнес-клуба имеет личный автотранспорт, в связи с чем проблема парковочных мест всегда остается актуальной.
- Инженерные системы. Состояние инженерных систем напрямую влияет на привлекательность фитнес-клуба. Обязательным условием является достаточность электроснабжения, водоснабжения и отопления здания.
По данным Maris | Part of the CBRE Affiliate Network, арендные ставки для фитнес-центров в составе торговых комплексов и бизнес-центров составляют от 5 800 до 11 800 рублей за кв. м в год, включая НДС, не включая КУ. Чем большую площадь арендует фитнес-центр, тем меньше арендная ставка за квадратный метр.
Динамика цен на фитнес-услуги менялась как в положительную, так и в отрицательную стороны в зависимости от вида абонемента и количества услуг. В некоторых сетях происходил рост цен, в других снижение из-за увеличения конкуренции или уменьшения количества клиентов.
Конкуренция на рынке фитнес-центров значительно выросла за последние несколько лет. Тем не менее, по количеству фитнес-центров на душу населения, Санкт-Петербург сильно отстает от сопоставимых по размерам городов Европы и США. Отставание связано еще и с тем, что по разным оценкам фитнесом занимаются около 10% населения, это существенно меньше, чем в странах Запада. Так, согласно исследованию «Национального института диабета, желудочно-кишечных и почечных заболеваний», около 22% населения США активно занимаются фитнесом.
Таким образом, если не удастся привлечь больше людей заниматься фитнесом, то рынок фитнес-центров близок к насыщению. С другой стороны, новые направления и тенденции на рынке фитнес-центров, а также повышающиеся доходы населения, должны обеспечить рост количества клиентов фитнес-центров.