Новости и пресс-релизы
Архив новостей
и пресс-релизов

Итоги пандемии на рынке стрит-ритейла Санкт-Петербурга

27 Августа 2020, 09:34
Команда аналитиков отдела исследований рынка компании Maris в ассоциации с CBRE подготовила обзор итогов пандемии на рынке стрит-ритейла Санкт-Петербурга.

Невозможно однозначно констатировать исключительно отрицательное воздействие на рынок аренды встроенных торговых помещений в основных торговых коридорах Петербурга.

Проведенное аналитиками УК Maris в ассоциации с CBRE исследование позволило выявить снижение объема вакантных торговых площадей в локальных торговых коридорах Садовой ул. до Сенной площади и, как бы это крамольно не звучало в свете последних событий, – на улице Рубинштейна (–1,7% и –1,4%, соответственно). При этом только на улице Рубинштейна данный тренд сохраняется с прошлого года  (–5,6% по сравнению с аналогичным показателем июля 2019 года).

Остальные центральные торговые коридоры города продемонстрировали естественный прирост вакансии: максимальные значения в диапазоне +6%–7% были достигнуты в зонах Невского проспекта,  6 и 7 Линий В. О., а также в зоне Большой Конюшенной ул.

Тренд на рост объема вакантных площадей в торговых зонах Невского проспекта и Большого проспекта Петроградской Стороны начался задолго до пандемии. Таким образом, в результате ограничительных мер в данных локациях тенденция лишь укрепилась.

Динамика объема вакантных площадей основных торговых коридоров Санкт-Петербурга

Максимальные показатели вакансии помещений (в диапазоне 19%-20%) зафиксированы по состоянию на конец июля 2020 года на 6-й Линии Васильевского острова и Большом проспекте П.С. в зонах «ст. м. Спортивная до Введенской улицы» и «Каменноостровский проспект до наб. р. Карповки».

Общепит

Несомненно, наиболее пострадавшим сегментом стал общепит всех ценовых категорий: на 5% сократилось общее число ресторанов, баров и кафе, включая сегмент фаст-фуд. Таким образом, общая доля помещений занимаемых предприятиями общественного питания в центральных торговых коридорах города снизилась на 1% и опустилась ниже отметки 2018 года. 

Наибольшее число заведений закрылось на Невском проспекте. При этом все они располагались в зоне Канал Грибоедова – площадь Восстания (чистая убыль 7 предприятий). По 4 ресторана/кафе после снятия ограничительных мер не досчитались Большой проспект Петроградской стороны и 6-7 Линии Васильевского острова. При этом на Большом проспекте после пандемии открылись три новых точки общепита, на Васильевском острове операторов сменили три заведения и одно помещение занял арендатор другой сферы деятельности (оптика).

В главной «барной зоне» города последний год, не взирая ни на какие ограничительные меры, наблюдается рост – чистый прирост за год +2 заведения, одно до пандемии и одно после. 

Зона Конюшенной улицы потеряла одно заведение и три помещения сменили арендаторов на операторов той же сферы. 

Сувениры

Вторым наиболее пострадавшим сегментом, главным образом в результате прекращения международного сообщения, стали, конечно, представители сувенирной продукции. Главной зоной дислокации сегмента является Невский проспект – основной туристический маршрут города. Число торговых точек сегмента сократилось на 8, хотя до этого периода демонстрировало в течение 5 лет устойчивую ежегодную положительную динамику вплоть до конца февраля 2020 года.

Fashion-сегмент

Ритейлеры fashion-индустрии сокращают свое присутствие в формате стрит-ритейле с 2018 года (-2% –  снижение доли сегмента на торговых коридорах города). В период пандемии в наибольшей степени сократилось присутствие fashion-ритейлеров в торговой зоне Большой Конюшенной улицы (чистая убыль 2 магазина). Зоны Большого проспекта П. С., улицы Рубинштейна и Васильевского острова потеряли по одному объекту. С другой стороны торговые анклавы Невского проспекта и Садовой улицы пополнили свои ряды за этот период каждый по одной торговой точке fashion-сегмента (чистый прирост, без учета ротации).

Максимальное сокращение присутствия fashion-операторов на основных торговых улицах Петербурга произошло еще до начала ограничительных мер, введенных с целью предотвращения распространения пандемии.

Прочие сегменты

Схожую арендную кампанию проводят предприятия банковской сферы и операторы сотовой связи. Доля присутствия офисов этих двух сегментов на главных торговых улицах города сократилась на 1,5% с 2018 года.

Устойчивые позиции сохраняли ритейлеры FMCG сегмента и бьюти-индустрии. Происходила естественная ротация арендаторов, но доля их присутствия остается практически неизменной.

Баланс рынка

Число закрытых предприятий, арендовавших встроенные помещения на основных торговых артериях города, в период действовавших ограничений почти вдвое превысило число открывшихся. Несомненно, пандемия нанесла существенный урон по малым и средним бизнес-форматам – основным резидентам стритовых помещений. В годовом разрезе баланс закрытий-открытий выглядит не столь удручающим – прекративших свою деятельность лишь на 44% больше новых торговых точек. По сравнению с июлем 2019 года число закрытий возросло на 15%, число открытий к июлю 2020 уменьшилось на 6%. Баланс рынка в прошлом году был также отрицательным: открылось на 18% меньше точек, чем закрылось.

Ротация арендаторов

Анализ годовой динамики показателей ротации арендаторов в целом не выявил каких-либо экстраординарных аномалий. В торговой зоне Невского проспекта годовой показатель идентичен показателю 2019 года (11,5%). При этом разные части проспекта отличались по уровню деловой активности. Так в зоне от Адмиралтейства до канала Грибоедова показатели ротации арендаторов в доковидный период и в период ограничений практически сопоставимы. Многие ритейлеры действительно восприняли этот этап как открывающий новые возможности. В двух других зонах проспекта – до площади Восстания и в части Старо-Невского – деловая активность оставалась стабильной в течение всего года, показатель не демонстрировал чрезмерной волатильности в период ограничительных мер.

Самый высокий показатель ротации арендаторов за истекший год был зафиксирован в торговой зоне Большой Конюшенной улицы (18,9%), что стало максимальным значением для данной зоны с 2017 года. Период ограничений также отличался в данной локации высоким уровнем активности арендаторов. В период локдауна максимальный уровень деловой активности новых арендаторов наблюдался в торговом коридоре 6-7 Линии Васильевского острова.

При сопоставлении с показателями 2019 года деловая активность новых резидентов снизилась в зонах Большого проспекта П.С., Садовой улицы до Сенной площади и на улице Рубинштейна.

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris|Part of the CBRE Affiliate Network с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.