Итоги 1 полугодия 2021 года рынка торговой недвижимости
Предложение
По данным аналитиков компании Maris, во 2 квартале 2021 рынок Санкт-Петербурга не пополнился ни одним качественным торговым центром. Единственным новым объектом, выведенным на рынок за первые шесть месяцев, остается самый крупный в Европе центр мебели и интерьера «Кубатура», открывшийся в 1 квартале 2021. Валовый объем предложения на рынке торговой недвижимости увеличился на 110 000 кв. м.
На 2 полугодие 2021 анонсировано открытие порядка 68 тыс. м2 новых торговых площадей (GLA), таких как: Миксер, Прибалтийский, Спутник, Яхтенный и др.
Арендопригодная площадь действующих торговых центров Санкт-Петербурга по итогам 1 полугодия 2021 года составляет около 2,93 млн кв.м, гипермаркетов – 804 тыс. кв.м, специализированных торговых центров (спортивные, детские, мебельные) – порядка 458 тыс.кв.м.
В 2021 году продолжилась тенденция реконцепции крупноформатных объектов розничной торговли товарами повседневного спроса в менее масштабные форматы – супермаркетов. Уменьшаются площади торговых залов, и, наоборот, увеличиваются торговые галереи с целью создания дополнительных точек притяжения.
Географическая структура предложения существенно не меняется в течение последних нескольких лет. Лидирует Приморский район, в котором функционируют 15% торговых центров, на втором месте – Московский район с долей 14%. Замыкает тройку лидеров Выборгский район Санкт-Петербурга - 11%.
Спрос
В 1 полугодии 2021 на рынке торговой недвижимости максимальную активность демонстрировали fashion- операторы, на долю которых пришлась треть новых открытий.
За первые 6 месяцев 2021 года на рынке появились десять новых fashion-брендов. Данный факт свидетельствует о не снижающемся интересе fashion-операторов к рынку Петербурга с одной стороны, и к офлайн-торговле с другой. Помимо fashion-брендов, на рынок выходили представители парфюмерно-косметической индустрии, аксессуаров и услуг бьюти-индустрии.
Не снижали оборотов развития сети общественного питания, преимущественно сегмента mass-market. Новые рестораны почти полностью перенесли свою деятельность в сегмент street-retail. За полгода в рамках форматных торговых центров были открыты только 3 ресторана.
На рынок продолжает оказывать влияние развитие удаленных форматов работы поддерживая спрос на товары для дома, ремонта и декора. Этот сектор занял третье место по объему спроса в 1 полугодии 2021.
Сохраняется тенденция роста спроса на товары не первой необходимости: ювелирные изделия, сувениры, подарки, цветы, товары для хобби и пр.
В городе не снижается интерес к развитию новых проектов гастрономических пространств.
В 1 полугодии 2021 были анонсированы проекты создания фуд-холлов в ТРК Atlantic City, «Норд», «Академический», «Континент» и «Заневский каскад», в рамках реконцепции Московского и Сытного рынков.
Вакансия
По итогам 1 полугодии 2021 в среднем по рынку было вакантно 6,0% площадей. Уровень вакансии не изменился по сравнению показателем по состоянию на конец 2020 года.
Коммерческие условия
Ввиду низкой вакансии в качественных торговых центрах в 1 полугодии 2021 года не наблюдалось существенных колебаний запрашиваемых арендных ставок на наиболее ликвидные помещения.
Прогноз развития
В среднесрочной перспективе прирост предложения будет происходить главным образом за счет реализации проектов по строительству районных торговых центров в локациях активной жилой застройки. Продолжится процесс реконцепции устаревающих торговых площадей, однако на фоне снижающейся покупательской способности населения он будет не столь активным, как в прежние годы.