Новости и пресс-релизы
Архив новостей
и пресс-релизов

Офис Рубика. Собери свой идеальный офис

24 Марта 2014, 18:35
19 марта Управляющая компания Maris презентовала исследование по офисным планировкам

В современном мире офис становится важным средством общения с клиентами/бизнес- партнерами и выражения идей компании. Переговоры, проведенные в тесной душной комнате без окон, могут разительно отличаться по результату от переговоров в светлом и просторном помещении, с хорошим видом и ощущением перспективы. Компании, которые заботятся о своем имидже, удобстве сотрудников и эффективности трудового  процесса  уделяют  особое  внимание выбору, планировке и оснащению офиса. 

Продуманные планировки, комфортность рабочих мест и микроклимат в помещении - важные для каждого сотрудника характеристики.  Грамотно организованное офисное пространство может увеличить производительность труда более чем на 40%.

На сегодняшний  день существует несколько стандартных типов планировок: 

1.  Закрытый тип офисной планировки. Состоит такое помещение обычно из коридора и отдельных комнат, где работают 1-3 сотрудника. Офис закрытого типа создает атмосферу спокойствия и уединения. Но в таком случае пространство используется неэффективно, возрастают расходы на его содержание. 

2.    Открытый тип офисной планировки, представляет собой большое пространство, в котором рабочие места отделены друг от друга при помощи перегородок разной высоты. С одной стороны похожая офисная планировка имеет плюсы в виде гибкости, прозрачности и экономии пространства, а с другой минусы в виде плохой звуковой и зрительной изоляции. 

3.  Наиболее универсальным вариантом офисной планировки является смешанный тип офисной планировки, который  объединяет открытые зоны и отдельные кабинеты. 

Управляющая компания Maris проанализировала  сделки  за последние три года и выявила, что  74% всех сделок  по аренде офисов в Петербурге проходили с помещениями с  кабинетной нарезкой. Открытая планировка, несмотря на современные тенденции, в объеме сделок составляла 17%.  Остальные  сделки  происходили с офисными помещениями со смешанным  типом планировок.    «Объяснить данные результаты можно тем, что большинство офисных зданий высокого класса в Санкт-Петербурге расположены в центре города и представляют собой исторические постройки»,- говорит Елена Прозорова, консультант  - аналитик  отдела  консалтинга и оценки  УК MARIS, - «либо реконструированные здания». Сама конструкция большинства существующих офисных центров не позволяет предлагать большое число помещений с открытой планировкой. 

Кроме того, кабинетная нарезка пользуется большей популярностью у российских компаний. Это связано с  типом  менеджмента, который характерен для нашей  страны. Россияне придерживаются строгой иерархии в управлении. Изолированность руководства одна из основных черт, как менеджмента, так и планировочных решений офисов. 

Национальные характеристики имеют непосредственное влияние на стиль управления компанией и поведение людей, формируя отдельную культуру менеджмента. А  культура менеджмента, как отметили  специалисты  УК Maris, отражается на планировочных решениях. 

Так, американский стиль менеджмента основан на равенстве, сотрудничестве и жесткой конкуренции одновременно. Все  сотрудники  компании работают вместе, но каждый преследует свои индивидуальные интересы. Общее рабочее  пространство  делится на отдельные отсеки с высокими непрозрачными перегородками способствующими росту конкуренции, но не мешающими коммуникациям сотрудников между собой.  


Японский подход к менеджменту основан на коллективных ценностях. В подобных компаниях  интерес группы становится выше интересов индивида. Все сотрудники  работают  вместе для  достижения общих целей. Планировка полностью открыта, при этом руководитель находится в одном помещении с подчинёнными. 

Скандинавский стиль в офисных планировках отражается в стремлении быть со всеми, равным, но в тоже время удобство каждого сотрудника очень важно. В офисах преобладают стеклянные высокие перегородки, количество сотрудников в одном кабинете минимально, рабочее место большое, но все отгороженные кабинеты представляют собой единое пространство.  


В  Петербурге офисы  с открытой  планировкой   только  начинают  пользоваться  спросом. Количество офисных сделок  open spaсе к 2013 году увеличилось втрое, но преобладание кабинетной планировки сохраняется. Такая тенденция во многом объясняется стилем строительства новых офисных центров как в центре города, так и в более отдаленных районах. Крупные проекты, такие как Лидер Тауэр, Невская Ратуша, Технополис, почти полностью состоят из открытых планировок. 

Анализ строящихся и недавно введенных на рынок офисных зданий класса А и В показал, что 46% зданий предлагают помещения с открытой планировкой. А девелоперы бизнес-центров стараются начинать со сдачи в аренду крупных блоков с открытой планировкой. 

Таким образом, было выявлено, что в Санкт-Петербурге офисы преимущественно смешанные или с кабинетной планировкой. Но так ли это удобно для работы? 

Эксперты компании Maris рассмотрели офисные решения с точки зрения их основных пользователей – сотрудников   и провели небольшое исследование удовлетворенности работников офисной планировкой.  Почти 60% тех, кто работает в кабинетах на несколько человек и половина тех, кто работает в совершенно открытых офисах, сказали, что их беспокоит дефицит звуковой изолированности и что это раздражает их более всего. Дефицит визуальной изолированности играет не меньшую роль в удовлетворенности рабочим пространством. 

Офисы  будущего


Кабинетная нарезка и  Open  Space  - это  не предел фантазий.  На зарубежном рынке появились новые виды планировок офисного пространства. 

Прежде всего, это «гибкие» офисы (в английском существует несколько вариантов названий подобной офисной организации activity-based working -  hot desking - flex office). Подобный  вариант  офисного пространства не признает фиксированные рабочие места и позволяет более эффективно использовать площадь помещения. Почти во всех компаниях часть сотрудников постоянно находится вне офиса, по причине встреч с клиентами, командировок, болезней, отпусков и пр. Таким образом, количество мест для сотрудников, можно  сократить  приблизительно на 20%.  

«Гибкий» офис обеспечивает большую мобильность для команды, чтобы адаптироваться к требованиям бизнеса – целые рабочие группы могут легко перемещаться по офису и присоединяться к другим командам, а размещение новых сотрудников просто требует набора определенных технологий. 

Франклин Бекер, американский социолог-психолог, утверждал, что идея подобных офисов и стиля работы пришла из морского флота. На корабле число коек гораздо меньше числа моряков. Таким образом. Когда вахта у одного моряка заканчивалась, он шел спать на место своего товарища, который заступал на вахту. 

Подразделение BBC (БиБиСи) в Манчестере  - яркий пример  «гибкого» офиса. Подобную концепцию  офисного  пространства   имеет  компания  CBRE в Сиднее и Амстердаме. В России  подобный вид офисных планировок еще не прижился, но некоторые небольшие компании начинают его внедрять. 

Российские компании пока не готовы переходить на «гибкие»  офисы – в том числе в силу особенностей менталитета и опасений потерять контроль над сотрудниками. Но в целях  оптимизации расходов на аренду, руководители начинают все чаще задумываться о преимуществах подобных оптимизационных решений в рамках офисного пространства. 

Еще один новый вид планировочных решений это так называемые офисы в стиле Google.  Подобные  планировки  позволяют  сотрудникам отдыхать во время работы и работать во время отдыха. Такая  синергия  позволяет повысить производительность труда на 10-15%. 

Компания Google одна из первых применила принцип свободного пространства, сочетания отдыха и работы, расслабленной атмосферы и креативности в крупном офисе с сотнями сотрудников. Данная концепция стала не только визитной карточкой офисов Google по всему миру, но и была перенята другими компаниями. Однако данный стиль планировки и интерьерных решений остается в большинстве случаев привилегией компаний отрасли информационных технологий, потому что такие офисы функционируют 24/7, а работа требует большого напряжения, длительной фокусировки и креативности.  Сотрудникам требуются разные типы организации пространства и такие дополнительные помещения как зоны отдыха, кухня, душевые. Компании, работающие по ненормированному графику с большой нагрузкой, стараются таким образом  отвлекать сотрудников от рабочего напряжения. 

Сейчас в России и в Санкт-Петербурге в частности многие офисные планировки диктуются не столько сферой деятельности компании или ее стилем менеджмента, а больше структурой предложения на рынке бизнес-центров. Однако с каждым годом, свобода выбора увеличивается. 

Какие бы не были тенденции на рынке, и какие бы не были предпочтения у руководителей компании, ориентироваться нужно на потребности и удобство сотрудников и клиентов, так как именно они  обеспечивают успех организации.

Новости
и пресс-релизы

Все новости

Компания Maris с 2011 года является лидером среди международных консультантов по сдаче офисных помещений в аренду.